Члены партии «Единая Россия» в последнее время часто теряют лицо и морально-этический облик. Красногорский стрелок Георгадзе, член местного политсовета партии, застрелил местного единоросса, а потом застрелился сам. Уровнем повыше Максим Мищенко, бывший депутат Госдумы от «Единой России» и член партии, оказался фигурантом уголовного дела о мошенничестве. Вице-губернатора Челябинской области Ивана Сеничева проверяет прокуратура. Губернатор-единоросс Вячеслав Гайзер, член высшего политсовета партии, оказался участником организованной преступной группы. Начался суд над бывшим губернатором Брянской области, еще одним членом высшего политсовета, Николаем Дениным, обвиняемым в злоупотреблении служебным положением. На серьезном международном уровне блеснула бывший министр сельского хозяйства и в недавнем прошлом видный единоросс Елена Скрынник — швейцарская прокуратура, по сообщениям СМИ, подозревает ее в отмывании незаконно нажитых средств в размере до 140 млн долларов США. Одновременно с появлением этой информации Скрынник была исключена из партии за «потерю связи». Подробнее об этой удручающей картине партийной жизни единороссов читайте в ближайших номерах «Новой».
А ведь скоро выборы, которые со скандалом были перенесены на сентябрь, — как считается, чтобы снизить явку и упредить падение национальной экономики до такого состояния, когда административный ресурс кандидатам от «Единой России» уже не поможет. К самим выборам отношение в российской элите сохраняется спокойное. Мол, дежурная вещь и сущая формальность, ждите в седьмом созыве Думы тех же и в том же количестве. Но депутаты, которые попадут в парламент в 2016 году, будут сидеть в нем до 2021-го (если снова не понадобится какой-нибудь форс-мажорный перенос или самороспуск, что в условиях российского сервильного парламентаризма всегда можно устроить относительно безболезненно).
Это значит, что проблема не столько в выборах, сколько в сроках легислатуры: она выходит за горизонт 2018 года, когда даже в соответствии с оптимистическими планами настанет время трудных решений вроде повышения пенсионного возраста. После 2018 года элиты пока стараются не загадывать, но для них ясно, что тогда могут начаться настоящие риски и настоящая политика — как публичная, так и клановая.
В этих условиях, когда на плечи депутатского корпуса образца 2016 года легла неведомая ответственность, единороссы стараются не ошибиться со ставками.
По данным «Новой», в партии власти готовятся масштабные чистки. Для этого планируется использовать два инструмента. Во-первых, обязательная декларация о доходах для депутатов всех уровней, включая муниципальный. Во-вторых, институт внутренних партийных праймериз, списанный с японской политической системы, когда кандидаты в партийные списки не назначаются губернаторами, но проходят многоступенчатый отбор.
По мысли единороссов, это позволит добиться, чтобы число «не тех парней» во власти было минимизировано.
Выглядит все это как попытка изобрести политический велосипед. Вместо конкуретной политики и реального парламента постоянно создаются его паллиативы «для обратной связи с властью» — прежде на эту роль претендовала Общественная палата, теперь некоторые функции «места для дискуссий» выполняет совет по делам человека при президенте. Партия власти будет проводить бесконечное количество чисток и проверок вместо того, чтобы просто предоставить самим избирателям решать, кто будет представлять их интересы.
Кирилл Мартынов
Источник: novayagazeta.ru