«Заигрывание со злом неизбежно отражается на жизни человека», а Хэллоуин давно превратился в «чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности», предупреждают представители духовенства всех традиционных религий России.
В ночь с 31 на 1 ноября многие люди в России, как и во всем мире, вслед за США и Канадой готовятся отмечать Хэллоуин, языческий праздник, смысл которого сегодня уже мало кто понимает.
— «Это отвратительное маски-шоу противоречит духовным и культурным традициям народов России».
— «Искажение человеческого лица с помощью масок, изображающих звероподобных и демонических существ, не может не наложить отпечаток на эмоциональное состояние человека, не может не затронуть его душу».
— «У мусульман крайне отрицательное отношение к этому событию, Хэллоуин демонстрирует признаки откровенного бесовства, поэтому о нем в положительном ключе от любого мусульманина вы не услышите — ни в Европе, ни в Америке, нигде».
С редким единодушием религиозные и общественные деятели обличают этот «коммерческий проект» и средство «культурной колонизации», педагоги и психологи тревожатся за неокрепшую детскую психику, для которой могут быть опасны «игры с образами зла», а юные православные активисты собираются «с плакатами и листовкам» ходить по улицам и «объяснять прохожим, почему не стоит отмечать или пропагандировать Хэллоуин».
А тем временем «любителей наряжаться и пугать других» всеми доступными способами наперебой зазывают купить маскарадные костюмы, посетить «веселые вечеринки», «дискотеки ужасов» и «фрик-балы» в ночных клубах, всевозможные Хэллоуин-квесты и даже «ужасающий велопробег». Народ упорно готовится веселиться напропалую, не задумываясь, что он, собственно, празднует.
История Halloween: кельты или индейцы?
Считается, что Хэллоуин (All Hallows Evening — вечер накануне Дня всех святых, или на староанглийском — All hallow ees — месса торжества Всех святых, которое в Римско-католическая церковь отмечает 1 ноября) берет свое начало в культуре кельтов, у которых существовало четыре четко обозначенных начала времен года.
Одно из них — праздник Самайн, который отмечали 31 октября — знаменовало собой приход зимы и имело сельскохозяйственное и сезонное значение.
Историки полагают, что восприятию его как темного и языческого праздника, связанного с культом мертвых, мы обязаны христианским монахам X — XI веков. Свою версию они подкрепляют толкованием присутствием традиционных для Хэллоуина атрибутов, например, так называемого светильника Джека.
Согласно ирландской легенде, хитроумному и скупому фермеру по имени Джек удалось обмануть самого дьявола, выманив у него обещание не забирать душу фермера в ад после смерти. А поскольку Джека за его грехи не пустили и в рай, то дьявол, помня о своем слове, «помог» приятелю — дал ему тлеющие угли из адского костра, дабы Джек мог осветить свой путь. А чтобы они дольше горели, вырезал фонарь из репы и положил их в него.
С тех пор фонарь или светильник Джека — символ неприкаянной души, которая бродит в темноте, освещая свой путь тлеющими угольками. В западном христианском учении, место, где томятся такие души, называется чистилищем.
В позднекельтской традиции в качестве «светильника Джека» использовали именно репу или брюкву. Тыква же появилась гораздо позже: овощ, скорее всего, был завезен в Европу миссионерами, побывавшими в Северной и Центральной Америке. Оттуда же, по всей вероятности, была позаимствована и некоторая обрядовая сторона современного Хэллоуина.
Ведь именно в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре еще со времен древнеиндейских племен ольмеков, майя и ацтеков в конце октября и начале ноября отмечали (и до сих пор отмечают) День или карнавал мертвых, и тема смерти там играет одну из ведущих ролей.
Задолго до возникновения христианства индейские племена в дар богине Миктлансиуатль — «госпоже мертвых» — в эти дни приносили черепа своих умерших предков, которые бережно хранили в собственных домах как великую семейную реликвию и демонстрировали во время различных ритуалов в качестве символа смерти и своеобразного — конечно, не христианского — воскрешения.
Древние индейцы верили, что души умерших в день Карнавала мертвых возвращаются в некогда принадлежащие им черепа, и, таким образом, на время воссоединяются с живыми.
С христианскими представлениями о Дне всех святых древнеиндейский День мертвых соединился в XV веке — после открытия Америки и активной христианизации местного населения. А с веками он и вовсе стал приобретать черты того Хэллоуина, который известен во всем мире сегодня.
Это и черепа-тыквы (тыква в Америке — самый дешевый и доступный овощ) в качестве своеобразной кельтской «нити Ариадны» в чистилище, и карнавальные костюмы, изображающие скелеты, мертвецов, мумий, потусторонних монстров, ведьм, колдунов, и традиция выпрашивать сладости. Последняя, несмотря на то, что уходит своими корнями к дохристианским языческим обрядам, в Средневековье тесно переплелась с обычаями другого католического торжества — Рождества Христова.
Несмотря на то, что Хэллоуин, который стал широко отмечаться лишь в конце XIX века в Америке и Канаде, сегодня приобрел популярность во всем мире и, безусловно, имеет духовную (сакральную) составляющую, в религиозной среде к нему относятся с определенной осторожностью и даже неприязнью.
Отношение к Хэллоуину в России
Как пояснил директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов, Хэллоуин — это «народный фестиваль языческого происхождения», который ошибочно считают католическим праздником.
Более того, некоторые католики вообще не знают о его существовании — например, в Камеруне, Уругвае, Корее.
Впрочем, в свое время, поскольку Хэллоуин издревле соседствует с двумя великими католическими праздниками — Днем всех святых (1 ноября) и Днем поминовения всех усопших верных (2 ноября), Римско-католическая церковь пыталась «использовать» Хэллоуин для усиления христианской веры.
«Еще святые отцы говорили, что зло не терпит насмешек, потому что суть дьявольского греха — гордость, а она не выносит, когда над ней смеются. Поэтому, как насмешка над силами зла, выступающими против Бога, этот праздник мог существовать, и церковь не имела ничего против него», — сказал католической священник, добавив, что когда праздник превратился в «чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности», то целесообразность его проведения исчезла.
«В XVIII–XIX веках он был больше детским праздником, потому что дети очень любят страшилки. Сейчас же этот маскарад стал популярен среди взрослых, которые воспринимают его как день вседозволенности, и в нем уже нельзя увидеть христианского понимания зла и отношения к нему церкви», — уверен Кирилл Горбунов. Однако директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве счел «чрезмерным объявлять Хэллоуин опасным для нашего общества и запрещать его».
В Русской православной церкви от празднования Хэллоуина предостерегают уже не одно десятилетие. А в разных городах страны духовенство и простые верующие вот уже какой год выходят с самыми различными инициативами запрета Хэллоуина как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, однако, выразил уверенность, что «просто запреты не помогут».
«Людям сегодня сложно запретить что-то, что они делают в порядке частной инициативы. Я бы исключил какую-либо государственную поддержку этого действа, а также его присутствие в государственных образовательных учреждениях, рекламе, телевизионных программах. Все-таки речь идет о той силе, контакт с которой никогда не бывает шутливым.
И само ее призывание, а также связанные с ней символы и фразы незаметно для человека начинают оказывать влияние на его жизнь», — подчеркнул он.
Для того чтобы противостоять широкому распространению Хэллоуина, Всеволод Чаплин предложил во время подготовки к нему «давать больше возможностей говорить представителям традиционных религий и другим благонравным людям о том, что заигрывание со злом неизбежно отражается на жизни человека».
«Болеют дети, болеешь сам, чувствуешь нежелание жить, ощущаешь пустоту и одиночество, не можешь достичь ничего путного в жизни — вспомни, не обращался ли когда-то в шутку к бесу», — пояснил православный священник.
Против пропаганды и празднования Хэллоуина выступили также Совет муфтиев России и Федерация еврейских общин страны.
Источник: rusvesna.su