Бюджет 2016 – это маразматический кудринизм

Бюджет 2016 – это маразматический кудринизм

Владислав Жуковский о проекте главного финансового документа страны . Все то, что мы с вами произведем, заработаем и отдадим государству, а также что добудем из недр и продадим в течение 2016 г., будет разделено и направлено в экономическую систему России. Правительство должно распределить эти средства на благо всех нас. Последние год-полтора выдались во многих смыслах сложными, но все же экономика России как-то не утонула, хотя все это время “нащупывала дно”. Поэтому ли или по другим причинам, но нынче принимается однолетний бюджет на 2016 г., и он уже внесен в Госдуму. Наверное, новый план должен содержать в себе меры, предупреждающие все то негативное, что произошло за этот год, и что будет в следующем. Но, как говорится, умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих.

Анекдот на 2016 год

Сам по себе бюджет, конечно, это абсолютно анекдотический документ, хоть он и должен быть формально самым главным финансовым документом. Первое, что бросается в глаза, так это то, что он, в принципе, априори нереализуем. Это самый абсурдный бюджет за последние лет 15. Если посмотреть основные базовые параметры, исходя из которых выстраивается основной финансовый документ страны, то можно хвататься за голову и сразу ставить на нем крест.

Нам обещают, что в 2016 г. будет не снижение экономики и ВВП, не стагнация, а экономический рост аж на 1,2% по сравнению с плановыми показателями 2015 г. Мало того, что плановые показатели 2015 г. окажутся хуже, чем они предполагаются изначально, так ко всему прочему еще и в 2016 г. совершенно непонятно, откуда возьмется рост экономики, если все основные компоненты ВВП и методом использования, и произведенным методом, и методом конечного дохода – снижаются. У нас падает и потребление домашних хозяйств на фоне падения уровня жизни подавляющей части страны в среднем на 9-10% по реальным зарплатам, падает рыночный товарооборот на 10-11%, падают инвестиции в основной капитал на 4-5%, а по некоторым отраслям более, чем на 10-15%, по чистому экспорту тоже ничего хорошего пока не предвидится на фоне дешевого сырья и экспортозависимости нашей экономики и потребительского рынка от импорта.

Скорее всего, в следующем году мы будем иметь не рост на 1,2%, а, как минимум, снижение на те же 1,5-2%, а реальное снижение в случае усугубления кризиса и глобального, и российского может составить больше 4-5%. Автоматически, если экономика по расчетам падает, то у нас сокращается и объем налогооблагаемой базы. И как бы фискальщики ни хотели закручивать гайки и повышать качество администрирования доходной базы бюджета, они не смогут повысить собираемость налогов.

Поэтому все, что написано в бюджете – рассыплется как песочный замок при первом дуновении ветерка. А ветерок этот придет, судя по всему, в ноябре-декабре этого года. Прогнозы, которые я давал еще в августе-сентябре, к сожалению, имеют тенденцию сбываться.  У нас сейчас просто безумный пузырь надут на рынке РТС, фондовом рынке, ММВБ. Октябрь прошел, и мы видим, что в Россию потекли горячие потоки со всего мира. Притекло 200 млн долларов, при этом с начала года утекло больше миллиарда. Во всем мире спекулятивная вакханалия, все отыгрывали слухи о том, что ФРС откажется от повышения процентной ставки. Но, насколько можно судить, во второй половине ноября, в декабре начнется очень сильное дальнейшее падение цен на нефть – до $40-43 и, возможно, до $35 за бочку brent. Сейчас будем выходить на 63 руб. за доллар, а уже оттуда можем падать далеко на 72-75 руб. за доллар. А весной следующего года возможна некоторая стабилизация ситуации, но надо понимать, что все будет гораздо хуже, чем думают многие чиновники во власти.

Ветерок на наш песочный замок может подуть в виде повышения процентной ставки в Америке, в виде еще большего затухания китайской экономики, еще большего падения спроса на нефть, еще большего раздрая в рамках ОПЕК. Сейчас в октябре было такое временное затишье, и наши чиновники подумали, что все худшее позади, кризис кончился, теперь мы будем жить по-прежнему – на самом деле, это просто затишье, которое очень скоро обернется еще большим падением.

Понятное дело, что сокращать власти, скорее всего, будут расходы на менее социально защищенные и наиболее ущемленные слои общества. Это будут, прежде всего, бюджетники, пенсионеры, малый и средний бизнес, реальный сектор экономики, инфраструктура. Это мы уже много раз проходили – и в этом году, и в кризис 2008-2009 гг., но сейчас это будет гораздо жестче.

“Фишка” с занижением

Вторая особенность бюджета в том, что в нем заложены изначально недостижимые параметры по инфляции. Мы эту ситуацию наблюдали все последние годы, когда у нас Минфин изначально манипулирует индексом цен, плановые, официально заложенные в бюджете показатели инфляции, в полтора раза отличаются от фактической инфляции. И как результат получается, что масштабы реальной индексации государственных затрат гораздо ниже, чем реальный рост уровня цен. То есть занижая инфляцию в бюджете, получая инфляцию фактическую гораздо больше, чем заложено в документе, государство имеет возможность сократить масштабы финансирования очень многих федеральных целевых программ, федеральных адресных программ, сократить масштабы индексации пенсий, зарплат учителям, врачам, ученым, либо масштабы индексации инвестиционных затрат.

Эту “фишку” с занижением инфляции мы много раз проходили, и инфляция будет в следующем году не 6,4%, потому что это из области фантастики, причем, я бы сказал, художественной, не научной, а антинаучной фантастики. Рост цен официально будет на уровне 9-10%, а реальный темп роста цен в экономике будет порядка 15%. 

Ключевое, что мы должны всегда анализировать, когда смотрим на бюджет России, – это уровень среднегодовых цен на нефть и обменный курс рубля к доллару. Потому что, по большому счету, нам неважно, сколько стоит доллар, для нас принципиально важной и критически значимой является цена нефти именно в российских рублях. Потому что расходная ведомость бюджета, как и расходная часть подавляющей части российских нефтегазовых компаний, она все-таки рублевая.

В бюджет на 2016 г. власти заложили нефть по $50 за баррель, и средний обменный курс рубля к доллару в 63,3 руб. за доллар. Если мы перемножим одну цифру на другую, то мы получаем среднюю цену на нефть примерно на уровне 3 тыс. 150 руб. за бочку “черного золота”. 3 тыс. 150 руб. – это критически непозволительно, крайне низкий уровень цен на нефть. С этой ценой нефти мы обречены на дальнейшее угасание, на дальнейшую деградацию, усугубление кризиса. То есть российские чиновники в бюджете откровенно заявили, что на ближайший 2016 г. у нас имманентно в основном финансовом документе страны заложено усугубление рецессии, усугубление спада производства, инвестиций, занятости, и, собственно говоря, еще больший дефицит денег в экономике. А в следующем году нам говорят – ребята, вы получите еще более дешевую нефть в рублях, у вас будет еще меньше поступлений в бюджетную систему, у вас будет еще более острый дефицит рублевой денежной массы в экономике, будет еще более дорогой кредит – и с чего-то ради наша экономика должна оттолкнуться ото дна и начать расти?

С учетом накопленной инфляции, сейчас нефть в рублях самая дешевая с 2000 г. В следующем году она будет еще дешевле, видимо, уйдет на минимумы 1999 г. О каком выходе из кризиса и о каком оживлении экономики, пускай даже и при старой сырьевой модели, может идти речь в ситуации, когда нам говорят, что нефть в рублях в реальном выражении будет самая дешевая за последние 16 лет?

“Маразматическая политика”

Бюджет очень хорошо согласуется с основными направлениями денежно-кредитной политики Центрального банка России, и по большому счету, ее логично дополняет. То есть нам Центральный банк России официально пишет, что, чем ниже цены на нефть в мире, чем жестче внешний режим санкций, чем хуже геополитическая и геоэкономическая обстановка, тем будет меньшими темпами расти денежная масса. То есть чем хуже нам делает заграница, тем хуже и жестче проводить свою политику будет Центральный банк России. А Минфин от него не отстает, проводит ту же самую целенаправленно политику по зажиму объема рублевой денежной массы в экономике. Чиновники ведомства тоже планируют выйти на внутренний рынок долга, разместить облигации на 500 млрд руб., то есть автоматически с нашего долгового рублевого рынка будут изъяты 500 млрд рублевой ликвидности, эти деньги будут потом просачиваться как-то в финансовую систему, но они займут и частично покроют бюджетный дефицит, частично разойдутся по пенсионерам и бюджетникам, частично их вывезут за рубеж, вложив эти деньги в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Отмечу, что маразматическая политика Минфина продолжает проводиться. Сейчас в совокупности Резервный фонд и ФНБ составляют 10 трлн. руб., а в 2013 г. было около 5,5 трлн руб. И вот с 2010 по 2013-2014 гг. Резервный фонд и ФНБ выросли примерно на 3 трлн руб. И примерно на эту же величину у нас вырос размер внутреннего госдолга. То есть российские чиновники взялись не просто повышать фискальное бремя, зажимать налоговыми тисками реальный сектор экономики, изымать деньги из экономики и отправлять их за рубеж, они умудрялись еще и занимать на внутреннем рублевом рынке, наращивать размер государственного долга и тратить большую часть денег на обслуживание займов, причем эти самые деньги пускали не на инвестиции, не на развитие экономики, а вывозили за рубеж, по официальной линии пополняли Резервный фонд и ФНБ. Эта маразматическая политика была и до кризиса, она есть и в кризис, она будет и в ближайшие годы.

Логика нашего Минфина – в стиле декаданса в лучшем смысле этого слова. Чиновники на полном серьезе считают, что лучше нам в условиях кризиса затянуть пояса, сократить инвестиционные расходы, повысить налоги, сделать дорогим кредит и так далее. На самом деле, здесь есть очень серьезные внутренние противоречия. Минфин традиционно рассматривает все расходы бюджета именно как траты, как какое-то непрофильное бессмысленное расходование средств государства. Если относиться к расходам государства как к инвестициям, то в принципе тогда другая логика должна быть. Но у нас, к сожалению, эти расходы воспринимаются именно как бездумная трата денег, поэтому Минфин их режет по живому. И резать будет дальше.

В целом, если охарактеризовать бюджет на ближайший 2016 г., то это бюджет структурно технологической деградации, дальнейшего упадка, примитивизации производства, бюджет откровенно маразматический. Он усугубит все те кризисы и явления, которые есть сегодня в российской экономике, а вся наша экономическая политика существует в худших традициях вашингтонского консенсуса. Наше правительство в принципе неспособно вести антикризисную циклическую политику, оно не сглаживает фазы деловых конъюнктур, только усугубляет.

В лучших традициях доктрины кудринизма 

Конечно, мы понимаем, что и в предыдущие годы трехлетний бюджет был большой фикцией, красивой сказкой, чтобы отчитаться перед президентом, это просто была подгонка экономических реалий под политическую конъюнктуру. И то, что мы отказались хотя бы от трехлетнего прогноза и перешли к однолетнему – говорит о том, что мы сделали огромный шаг назад, мы уходим в эпоху начала нулевых и даже девяностых. В правительстве вообще не понимают, что нас ждет на горизонте двух, трех, пяти и более лет.

Более того, судя по тем параметрам, которые правительство заложило в бюджет по росту экономики, по инфляции и оттоку капитала, который тоже занижен в разы, можно предположить, что государство даже не может понять, что происходит в мировой экономике, каковы реальные масштабы ее затухания, какова реальная ситуация на сырьевом рынке. Это говорит о том, что в кабмине реальный горизонт планирования – не больше 2-3-х месяцев, а никак не год.

Поэтому бюджетная ситуация будет постоянно переписываться, корректироваться, будут вноситься постоянные правки. Первые правки мы увидим где-нибудь уже в феврале-марте, потом апрельские правки, в общем, будут переписывать бюджет точно так же, как переписывали в 2015 г. Рожденный ползать – летать не может, и с этим бюджетом мы тоже никуда не полетим. Это бюджет в лучших традициях доктрины кудринизма и силуановщины.

Это бюджет финансовых спекулянтов, бюджет военно-промышленного комплекса и силовиков. 19,5% в расходной ведомости бюджета – это оборонно-промышленный комплекс, 12,5% – силовые ведомства и спецслужбы, ну и на медицину и здравоохранение по 3-3,5%, на культуру – меньше 1%. Приоритеты государства видны невооруженным глазом, это бюджет военщины и деградации человеческого капитала, деградации реального сектора экономики.

Ну пусть на национальную экономику выделяется до 11% суммарной расходной ведомости, но нужно понимать, что у нас расходы на экономику — это расходы на банковскую систему, поэтому грамотнее было бы переименовать эту бюджетную статью в поддержку банковского сектора и  банковских структур. Бенефициарами этой бюджетной политики будут, по большому счету, спекулянты, которые будут давать деньги в рост государству под 11-12% годовых – это будет ОПК, который сейчас стал получать триллионы рублей; это силовики, которые будут охранять режим. Расходы на ЖКХ, образование, здравоохранение, медицину, на реальный сектор экономики, сельское хозяйство, культуру – они и в реальном выражении падают с учетом инфляции, и в номинальном выражении падают.

Нам говорят, что правительство работает в сложных условиях – но это же бред. Что значит “сложные условия”? В такие сложные условия нас завела не загнивающая заграница, не Европа-Америка или Япония, супостаты Госдепа, мировой сионизм, а в эту ситуацию “до ручки” привела нас команда младореформаторов гайдаровского разлива. Этот самый батальон “Гайдар” продолжает крушить российскую экономику и весь реальный сектор.

Как итог

Сложная ситуация была в стране в 1999 г., в 2008 г., в 2015 г. – нам 15 лет рассказывали сказки про то, как хорошо развивать реальный сектор экономики, с 2000 г. при всех этих красивых пламенных речах мы ничего не сделали. Хотя политика была именно на консервирование технологической отсталости, на сохранение статус-кво, на перераспределение сырьевой ренты, на осваивание бюджетных потоков нефтедолларов, на проедание зарубежных кредитов и займов. Эти люди довели ситуацию до катастрофы и теперь говорят, что якобы нет другого выбора, кроме как затянуть пояса на шее не у самих себя любимых, а на шеях пенсионеров и бюджетников, врачей, учителей и малого бизнеса. Они сами довели это до пожара и теперь этот пожар тушат керосином.

Что касается отсутствия у государства денег – ну, это полный бред. У нас по-прежнему в Резервном фонде и ФНБ лежат без дела почти 10 трлн руб. по официальным данным Минфина и Центробанка России. На следующий год можно было бы иметь дефицит бюджета не 2,2 трлн руб., а 5 трлн руб., тогда относительно ВВП дефицит бюджета был бы не 2,8%, а 5%, но, извините, а что вам мешает дополнительные 2,5% ВВП пустить на развитие экономики? Можно же проводить нормальную контрциклическую антикризисную политику, тем более, что, да, действительно у нас размер государственного долга относительно размера экономики реально невелик. Совокупный долг России – 10,1 трлн руб., совокупный размер экономики России – 73 трлн руб., это 1/7 нашей экономики, даже меньше 13-15%, с этим можно спокойно жить, это не страшно.

Просто надо понимать, на что вы эти деньги тратите – тратить их на инвестиции, производство, загрузку мощностей, технологическое перевооружение, покупку необходимого оборудования, стимулирование малого и среднего бизнеса, деофшоризацию, дедолларизацию, повышение рентабельности реального сектора экономики в виде регулирования частного сектора – понятное дело, этим надо заниматься.

Но это требует ограничения произвола монополий, ограничения масштаба воровства и коррупции, требует очищения самой власти, смены кабинета министров и лиц, принимающих решения в стране. Ну, на это власти не готовы. Плюс ко всему это требует перераспределения властных полномочий и смены бенефициаров проводимой политики. Понятное дело, что для национального достояния в виде компании с зажигалкой на эмблеме и прочих компаний, которые генерируют до 98 % чистой прибыли нашей экономики, это неприемлемо, у них кризиса нет. Поэтому что от них ожидать? Их и так все устраивает. Весь курс экономической политики России сосредоточен на том, чтобы сохранить статус-кво и сохранить у кормушки тех людей, которые у нее стоят последние 15-20 лет. Ну, может, немножко бросят хлеба с барского стола пенсионерам и бюджетникам, поделятся с ними маленькой копеечкой – вот вам 2 рубля, живите и ни в чем себе не отказывайте – вот и вся политика.

Независимый экономист, биржевой эксперт Владислав Жуковский специально для Накануне.RU

Источник: nakanune.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий