Реформа бесполезного бремени

Реформа бесполезного бремени

«Считаю целесообразным посвятить следующее заседание вопросам развития футбола» — так 2 июня 2015 года Владимир Путин фактически резюмировал заседание Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта, заслушав доклады участников рабочей группы. Тогда, напомню, впервые президенту была представлена информация об объемах финансирования профессиональных футбольных клубов государством, а также о тратах этих клубов на привлечение иностранных игроков и сделки с агентами (в том числе с нерезидентами).

По результатам того заседания был опубликован перечень президентских поручений (№ Пр-1261 от 25 июня 2015 года) правительству, доклад об исполнении которых будет заслушан на следующем заседании совета на тему: «О развитии футбола в Российской Федерации, обеспеченности спортивной инфраструктурой с учетом подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года» (состоится 1 декабря).

В распоряжении «Новой газеты» оказался доклад, подготовленный к этому заседанию специалистами Министерства спорта. Он представляет собой агрегированную информацию подведомственных предприятий и учреждений ведомства, данные международных аналитических агентств, исследование РЭУ имени Плеханова и прочих организаций.

Доклад, надо отметить сразу, не содержит каких-либо сенсационных фактов (если только не считать сенсацией, что 98% детей к наступлению совершеннолетия бросают заниматься футболом) и революционных решений, а в основном изобилует актуальными статистическими выкладками и рядом любопытных законодательных инициатив ведомства Виталия Мутко, избранного 2 сентября президентом Российского футбольного союза (РФС).

Учитывая значимость этого документа — Владимир Путин в ноябре будет опираться прежде всего на информацию, поступившую от профильного, то есть спортивного министерства (хотя исполнением президентских поручений занимался практически весь кабмин, включая МИД: российские дипломаты получили задание изучить развитие футбола за рубежом), — публикуем его выдержки.

Чемпионат мира-2018 

Практически каждый раздел доклада так или иначе отсылает нас к грядущему домашнему чемпионату мира 2018 года. Российский мундиаль — это, по мнению специалистов министерства, фундаментальная константа, на основе которой есть возможность мобилизовать все субъекты футбола и поднять общественный интерес к внутренним соревнованиям.

Впрочем, пока чемпионат мира находится в несколько отдаленной перспективе, министерство намерено доложить президенту преимущественно о темпах строительства инфраструктуры, запланированной к чемпионату.

В общей сложности при подготовке к турниру постановлением правительства предусмотрено строительство, реконструкция и модернизация свыше 600 объектов, из которых 121 объект — исключительно спортивного назначения (речь о стадионах, тренировочных базах, полях).

Всего на реализацию программы подготовки к чемпионату мира в бюджете заложено 631,3 млрд рублей, из которых 200 млрд должны быть получены из внебюджетных источников (остальное покроет федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации).

Сокращений затрат на чемпионат мира не последует — об этом свидетельствует заявление министра финансов Антона Силуанова на правительственном часе в Госдуме в сентябре текущего года.

В докладе отмечаются высокие темпы возведения новых спортивных объектов: в Волгограде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саранске, Самаре и Санкт-Петербурге строительно-монтажные работы производятся в соответствии с установленным графиком, укладка нового поля на стадионе «Казань-Арена» намечена на 2016 год, а реконструкция олимпийских «Лужников» и вовсе идет с опережением сроков.

Два проблемных проекта, следует из доклада, — строительство стадиона в Калининграде и реконструкция (реставрация) арены в Екатеринбурге. Правительство Свердловской области заключило государственный контракт на осуществление строительно-монтажных работ только 9 сентября этого года, а в Калининграде пока проведены работы по инженерным изысканиям, на которые получено положительное заключение Главгосэкспертизы Минстроя — а «разработка проектно-сметной документации для уточнения итоговой стоимости объекта продолжается».

Источник, близкий к Министерству спорта, не исключает, что от проведения чемпионата мира в Калининграде власти могут отказаться: «Там очень сложный проект, связанный не просто с большими издержками, но и с колоссальными трудозатратами, — помимо самого стадиона (его строить гораздо сложнее, чем в любом другом городе-участнике ввиду особенности почв) надо еще и обустраивать остров. Есть риски не успеть сдать в эксплуатацию в срок».

Собеседник также отмечает, что из-за цейтнота и споров с подрядчиками насчет цены строительства министерством было принято решение об авансировании работ на более чем 50% от суммы госконтрактов. «Это в какой-то степени был шантаж с их [подрядчиков] стороны: не поднимете цену — не выйдем на стройплощадку! В итоге договорились — цену подняли».

Строительством стадионов занимается «Крокус групп» Араса Агаларова, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, группа «Синара» Дмитрия Пумпянского и «ПСО-Казань».

Законопроект

Помимо отчета о темпах подготовки к чемпионату мира Министерство спорта намерено доложить Владимиру Путину о ходе исполнения его поручения разработать законопроект, который бы предусматривал установление особенностей регулирования общественных отношений в профессиональном футболе.

Министерство спорта, следует из доклада, разработало ряд поправок в Федеральный закон «О спорте» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ, которые обещает внести в Госдуму в декабре 2015 года.

Законопроектом, в частности, предусматривается, что «деятельность субъектов профессионального спорта, включающих в себя, в том числе профессиональные спортивные клубы и профессиональные спортивные лиги, будет направлена на его развитие как зрелищной и экономически самоокупаемой части спорта при обеспечении содействия субъектам спорта высших достижений, в том числе спортивным сборным командам Российской Федерации». Несмотря на «общие слова», в конечном тексте законопроекта могут быть установлены конкретные параметры финансирования профессиональных футбольных клубов из бюджета, рассказывает источник, близкий к Минспорта: «Речь о четких пропорциях финансовой помощи от госкомпаний и бюджета субъектов».

Планирует министерство дополнить № 329-ФЗ и новыми статьями, в частности ст. 19.2. («Профессиональные спортивные лиги»), в которой будут прописаны особенности создания, осуществления деятельности, права и обязанности лиг, а также «участие в них иностранных спортивных клубов». Последний пункт, по словам источника в министерстве, касается прежде всего Континентальной хоккейной лиги, где принимают участие многие иностранные клубы, но «в перспективе он нацелен и на футбол как инструмент включения в состав участников соревнований команд из Крыма и Севастополя, которые сейчас сами по себе».

Новеллой законопроекта стало внесение в него понятия «спортивный агент» (посредник). Предусмотрена норма об обязательной аккредитации агентов соответствующей общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой. В российском футболе, напомним, агенты были выведены из числа субъектов в прошлом году — так РФС имплементировал решение Конгресса ФИФА от 2014 года, основанного преимущественно на Конвенции FATF (отказ от лицензирования агентов ввиду подозрительности сделок с клубами и футболистами).

Нынешний законопроект министерства подразумевает возврат к лицензированию агентов, а следовательно, и возращение их сделок под юрисдикцию национальной федерации. Это решение стало результатом лоббистских усилий небольшой группы посредников, полагает бывший член комиссии РФС по агентской деятельности Василий Грищак: «Если вы обратите внимание, в перечне поручений президента нет вопроса, связанного с агентами, хотя некоторые спикеры [Совета при президенте от 2 июня] и говорили о правовом закреплении этой деятельности. По факту же, устанавливая аккредитацию агентов, Министерство спорта передает РФС полномочия по контролю над ними. Только теперь не на основании не просто внутреннего регламента футбольной федерации, а целого федерального закона. Контроль над лицензированием агента — это контроль над рынком и его оборотом».

Помимо футбольных лиг и агентов в докладе отмечены новации, касающиеся нормы ст. 20.3 № 329-ФЗ, известной в обиходе как «Закон о легионерах». В соответствии с ней, напомним, для командных видов спорта, в том числе для футбола, Минспорта получило эксклюзивное право утверждать ограничения на участие количества спортсменов, не имеющих права выступать во всероссийских спортивных соревнованиях.

С нынешнего сезона в российском футболе действует формула «6+5», в соответствии с которой на поле одновременно не может находиться больше 6 иностранных игроков. Однако из доклада президенту следует, что «в рамках подготовки [к президентскому совету] от почетного президента РФС В.И. Колоскова и ФК «Спартак» (Москва) получено предложение, начиная со спортивного сезона 2016/17 ввести формулу «5+6», что позволит обеспечить регулярной игровой практикой дополнительно 76 российских футболистов».

Вячеслав Колосков подтвердил, что обратился к РФС с предложением ужесточить лимит на легионеров, в пресс-службе «Спартака» от комментариев воздержались.

 

Финансы и молодежь

Несмотря на «устойчивый рост основных количественных показателей систематически занимающихся футболом в России (количество занимающихся с 2006 года увеличилось на 1 млн человек — 2,4 млн человек)», качественных изменений в отношении к футболу не произошло, сообщает Министерство спорта, ссылаясь на данные социологического опроса ВЦИОМа. Так, по состоянию на август 2015 года 73% россиян не интересуются этим видом спорта (в данных 2014 года — 48%).

Министерство спорта связывает колебания общественного интереса к футболу не только с отсутствием успехов клубов на крупнейших международных соревнованиях, но и с бесконтрольным финансированием профессиональных клубов со стороны государства. «Негативное отношение формируют также финансовые ресурсы, направляемые государством и аффилированными с ним организациями (госкомпаниями), на поддержку профессиональных клубов, которые расходуют их в том числе на покупку дорогостоящих легионеров, оплату услуг футбольных агентов, заработную плату игроков. Подобные инвестиции обеспечивают отдельным клубам возможность «тратить, не оглядываясь» и таким образом усиливать собственную конкурентоспособность», — подчеркивается в докладе.

В соответствии с оценками The Boston Consulting Group, на которую ссылается министерство, до 85—90% общего объема средств в том или ином виде поступает в клубы от государства.

В докладе также отмечается отрицательная динамика участия в профессиональных соревнованиях юных футболистов: в Футбольной национальной лиге (ФНЛ), проводящей соревнования первого дивизиона, количество выходивших в составе своих клубов игроков моложе 21 года за последние годы уменьшилось практически втрое — до 59 человек. «Ситуацию усугубляет общая непрозрачность финансовой жизни российского футбола, создающая впечатление терпимости к договорным матчам и неспортивным принципам попадания игроков в основной состав», — сообщается в докладе.

Для увеличения количества юных футболистов в профессиональном футболе Министерство спорта может реформировать Профессиональную футбольную лигу (ПФЛ), проводящую соревнования второго дивизиона, следует из доклада. Составители документа транслируют предложение Общероссийского профсоюза футболистов, в соответствии с которым в спортивном сезоне 2016/17 ПФЛ предлагается ликвидировать, а вместо нее создать систему турниров «до 19 лет» и «до 21 года» с участием молодежных команд профессиональных клубов, возложив обязанности по их проведению на межрегиональные и региональные федерации футбола.

Борьба с хулиганами

Особое внимание в докладе президенту уделено мерам по контролю за деятельностью болельщицких объединений.

«ФСБ и МВД на постоянной основе проводит комплекс мероприятий по сбору и анализу информации в части вовлечения спортивных (футбольных) болельщиков в противоправную экстремистскую деятельность, не связанную с околоспортивными событиями. Объектами оперативного внимания являются лица, привлекающие коллективы фанатских объединений и стихийные группы болельщиков к акциям экстремистской направленности», — говорится в документе.

Усиление контроля над фанатскими объединениями, как иные описанные Министерством спорта меры и реформы, связано с домашним чемпионатом мира. «Проводятся комплексные оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, направленные на получение упреждающей информации о намерениях участников молодежных группировок деструктивной направленности организовать массовые беспорядки в период подготовки и проведения чемпионата мира. Обеспечен оперативный контроль за деятельностью молодежных группировок и объединений, склонных к экстремистским проявлениям, традиционно проявлявших в предшествующие годы протестную активность при проведении значимых политических, культурных, спортивных и других массовых мероприятий», — следует из доклада.

Минспорта, ссылаясь на информацию ФСБ и МВД, сообщает, что «с лидерами и активными участниками молодежных неформальных движений проводятся профилактические мероприятия для недопущения совершения с их стороны противоправных действий и вовлечения молодежи в экстремистские движения и организации». Кроме того, для своевременного реагирования на поступающую информацию о подготовке акций экстремистского характера на стадионах «осуществляется мониторинг интернет-ресурсов, используемых в среде футбольных фанатов и участников групп и объединений деструктивной направленности, а также средств коммуникации лидеров болельщицких объединений».

По сведениям Министерства спорта, в 2015 году общее количество болельщиков, привлеченных к административной ответственности за совершение правонарушений в период проведения футбольных матчей с участием клубов Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), составило 1171 человек (в данных 2014 года — 1315 человек).

Силовики, судя по докладу Министерства спорта, потребуют внесения поправок в ст. 426 ч. 3 ГК РФ, которые позволят не только отказывать отдельным болельщикам в продаже входных билетов на официальные матчи, но и ужесточат санкции за нарушение правил поведения на спортивных объектах (вплоть до введения уголовной ответственности за многократное нарушение административного запрета на посещение матчей).

Андрей Сухотин

Источник: novayagazeta.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий