Модели ВАЗа, которые могли перевернуть автомир

Модели ВАЗа, которые могли перевернуть автомир

У тольяттинского завода было много уникальных разработок: электрическая Ока, Нива с мотором, как у шаттла Буран, несостоявшийся седан гольф-класса… Всех их, а также знаменитую путинскую желтую Калину можно увидеть в музее АВТОВАЗа.

В России существует несколько хороших музеев автомобильной техники. Один из них находится в Тольятти и посвящен истории бренда Lada. Мы побывали в этом музее и готовы рассказать вам о нескольких его экспонатах.

В этот музей попадают только особо значимые автомобили Волжского автозавода. Из самых молодых экспонатов — первая собранная Гранта, первый серийный Ларгус, первая Калина-2 (есть и вообще первая собранная Калина, еще в прежнем кузове “седан”)… Но этим машинам, по большому счету, только предстоит стать частью истории спустя много лет. Сейчас же наибольший интерес представляют те машины, которые уже едва ли можно встретить на улицах городов России. А некоторые невозможно встретить в принципе.

Музей рассказывает о работе Волжского автозавода буквально с первых лет его существования. Например, здесь представлен один из первых серийных автомобилей, собранных в Тольятти. Эта же машина стала самой первой, реализованной через фирменную торговую сеть предприятия. Вишневая “копейка” выпущена летом и продана в августе 1970 года. Спустя 19 лет эксплуатации владелец передал машину в музей, а в подарок за это получил от завода новый автомобиль — только что начавшую сходить с конвейера “девяносто третью”.

Есть в экспозиции и “двойка” — универсал на базе первой модели Жигули, ВАЗ-2102. Такие машины выпускались с 1971-го по 1985-й, пока их не сменили универсалы модернизированной “классики” — ВАЗ-2104. Представленная машина — первых лет выпуска, она сошла с конвейера в 1973 году. Но в эксплуатации была до 2001-го и за эти годы успела пробежать порядка 110 600 километров. Машина подарена музею профсоюзным комитетом завода.

Часть экспозиции посвящена первому генеральному директору ВАЗа Виктору Полякову. Телефонный аппарат, рабочий стол, ряд личных документов, памятных грамот, наград… На фото — партбилет Виктора Николаевича с графой уплаты членских взносов и указанием месячного заработка в течение 1973 года. Интересно, что зарплата генерального директора завода и зарплата, например рядового инженера, в то время различались всего в пять раз.Представлен здесь и третий автомобиль, освоенный в России по контракту между ВАЗом и FIAT, — “тройка”, ВАЗ-2103. Выставленный образец — первый “милионник” предприятия, автомобиль с порядковым номером сборки 1 000 000. В отличие от своих более ранних соседей по экспозиции, эта машина имеет практически нулевой пробег — в течение всего времени со дня выпуска (21 декабря 1973 года, день принятия всего комплекса ВАЗа в эксплуатацию) эта “тройка” выставлялась на различных мероприятиях.

А вот автомобиль, повернувший историю Волжского автозавода в новое русло, родоначальник переднеприводных моделей Lada — ВАЗ-2108 “Спутник”. Перед вами машина из первой партии “восьмерок”, собранных весной 1984 года — трехдверный кузов, “короткое” крыло, характерный “клюв” радиаторной решетки (под него прятались механизмы “дворников” фар), светло-коричневый салон, “низкая” панель приборов и карбюраторный двигатель объемом 1.3 литра под капотом. Автомобиль представлял Волжский автозавод на международных автосалонах.   Этот седан ВАЗ-21099 выпущен в 1991 году. На его кузов нанесены фамилии и инициалы всех без исключения работников ПО “АВТОВАЗ” по состоянию на июль 1991 года, это порядка 100 000 надписей. Таким образом Волжский автомобильный завод отметил свое 25-летие. На протяжении многих лет любимым развлечением тольяттинцев, приходящих в музей, является игра “найди себя”. В отдельном небольшом стеклянном ящике собраны шильдики, крепившиеся на заднюю часть кузова и обозначавшие модель или модификацию автомобиля. Коллекция, конечно, пока неполная (модификаций и, соответственно, разных шильдиков за все годы было порядка 40!), и есть довольно распространенные экземпляры, но попадаются и редчайшие — например, Lada 1200 c продублированной “ладьей” или Lada 1500 Combi. “Десятка” в экспозиции музея выглядит как серийный автомобиль, но на самом деле это выставочный ходовой макет ВАЗ-2110 (впервые модель получила легкочитаемое имя Lada-110) ручной сборки. Этот седан в цвете голубой “металлик” и с салоном из кожи и замши собрали на заводе в 1994 году, за год с лишним до серийного выпуска модели, и представили в Кремле президенту России Б.Н. Ельцину и членам правительства. Как гласит сопроводительная табличка, Ельцин даже проехал на этой машине несколько сотен метров. Ну а этот экземпляр — совершенно серийный и поездил он, мягко говоря, немало, причем по не самым простым “дорогам”. В течение 11 лет, с 1990-й по 2001-й, эта Нива трудилась в экстремальных условиях Антарктиды на Российской антарктической станции “Беллинсгаузен”, перевозя грузы, буксируя малые суда и обеспечивая связь “Беллинсгаузена” с другими полярными станциями. Суммарный пробег в условиях полного отсутствия дорог — более 10 000 километров. В 2001 году автомобиль изъяли из эксплуатации, восстановили, частично отреставрировали и сделали экспонатом музея. В определенном смысле он выражает всю суть моделиВАЗ-2121 Нива. Еще один интересный внедорожник — 135-сильный прототип Lada Niva Sport, представлявший Волжский автозавод на международных ралли-рейдах “Атлас”, “Марокко”, “Сардиния”, “Париж — Дакар” и “Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин”. Общий пробег этого автомобиля составляет 200 000 километров. В 1995 году на супермарафоне “Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин”, маршрут которого из-за сложности занесен в Книгу рекордов Гиннесса, российский экипаж А. Лакеев-В.Кольчугин занял на этом автомобиле второе место в классе Т-3. А эта Нива — не совсем “Нива”. Точнее, совсем не Нива, а автомобиль на топливных элементах, сокращенно АНТЭЛ. Привычного двигателя в нем нет — энергетическая установка, созданная с применением технологий космического корабля “Буран”, позволяла вырабатывать электричество путем холодного синтеза водорода и кислорода. Из выбросов в окружающую среду — только водяной пар. Переднеприводная машина, построенная в 2001 году (на фото) имела запас хода в 200 км, но АНТЭЛ-2 на базе хэтчбека ВАЗ-2112, появившийся за ним, был и более дальнобойным, и более мощным автомобилем. Поиски альтернативного источника энергии движения начались на АВТОВАЗе еще в 1970-х и не с топливных элементов, а с электромобилей. В музее АВТОВАЗа представлен один из опытных электромобилей, собранных на предприятии в начале 1990-х годов, — Ока Электро. (Рядом с Окой — детский электромобильчик, созданный по заказу Соцкультбыта завода и представлявшийся в начале 1980-х на ВДНХ в Москве). Гораздо позже, в 2000-2010 годы, тема электромобилей получила развитие впроекте El Lada. Этот инструмент хорошо знаком каждому, кто работал на Волжском автомобильном заводе с семидесятых по девяностые. Такие гайковерты использовались на главном конвейере. Теперь инструмент рабочих стал более современным и удобным. Кстати, гайковерты изготавливаются на самом АВТОВАЗе, в производстве технологического оборудования. Еще один интересный электромобиль — Эльф, пляжно-прогулочная машинка, которую разработали на ВАЗе в середине 1990-х годов. Было сделано всего несколько ходовых образцов и макетов, один из них и выставлен в музее. Экспонировался на выставках в Москве, Ницце, Париже. Двухместный автомобиль имел в длину всего 2 870 мм, мог развивать скорость до 115 км/ч и брать на борт до 300 кг груза. А вот точных данных о дальности хода, увы, не сохранилось.  Та самая желтая Kalina Sport, на которой председатель правительства РФ В.В. Путин с 27 по 30 августа 2010 года проехал 200 км по трассе “Чита — Хабаровск”. На капоте сохранилась подпись Путина, которую он оставил по окончании своего вояжа, сказав про автомобиль следующее: “Выглядит как цыпленок, а летает как ласточка”. Последний шаг на пути долгого прощания завода с автомобилями классической компоновки — последняя “семерка” цвета “Сочи”, собранная на конвейере в Тольятти 29 июля 2011 года. Именно с этого дня на АВТОВАЗе прекращен выпуск заднеприводных моделей, ведущих родословную от Fiat-124. Одну из стен вазовского музея занимает “историческая линейка” двигателей ВАЗ. Часть экспонатов отечественным автолюбителям знакомы, так сказать, не понаслышке, но, как можно видеть, были в истории инжиниринга Волжского автозавода и роторные (первая фотография в серии), и дизельные моторы (вторая фотография).

Lada Rapan — один из безумных концепт-каров “старой школы” АВТОВАЗа, сохранившийся до наших дней, торжество биодизайна. Если бы (!) он когда-нибудь появился в серии, то назначением его были бы поездки в городе и парковых зонах. Все силовые агрегаты (электропривод и аккумуляторные батареи) находятся внутри рамы. Попасть внутрь концепта невозможно (это макет), но как следует рассмотреть детально проработанный футуристичный интерьер (чего стоит, например, рулевое колесо без ступицы) вполне реально. Впервые Рапан показали на Московском автосалоне в 1996 году, а два года спустя представили в Париже. Один из интереснейших экспонатов музея — первый автомобиль из пилотной партии “Проекта С”. Представленный образец — один из нескольких вариантов седана класса С, он относится к началу 2000-х годов. Машина проектировалась методом компьютерного моделирования, кузов имел высочайший уровень пассивной безопасности. Планировалось, что это будет семейство из седана, хэтчбека, универсала и пикапа (!) с моторами объемом от 1.6 до 2.0 литра. Некоторое время “Проект С” считался печальной страницей истории АВТОВАЗа, так как был “заморожен” в 2009 году, но позднее выяснилось, что наработки по нему использованы при создании платформы Lada B, которая ляжет в основу модели Lada Vesta и более крупного автомобиля С-класса. Музей АВТОВАЗа существует с 1976 года, а в 2011 году переехал на новые, более просторные площади в Корпоративном университете АВТОВАЗа. И конечно, показанное в этой публикации — далеко не всё, что можно увидеть в экспозиции; фонды музея насчитывают 20 000 экспонатов, в том числе 44 автомобиля.

Иннокентий Кишкурно

Источник: kolesa.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий