Трехдневный визит в Москву премьер-министра Сербии Александара Вучича – событие беспрецедентное даже в контексте традиционно дружественных в целом российско-сербских отношений. Сербский премьер нередко попадает в прицел критиков, обвиняющих его в предательстве национальных интересов или, по меньшей мере, в непоследовательной их защите. К тому же визит главы сербского правительства естественно проецировался на драматические события в соседней Черногории, в которых Белград может усмотреть опасные для себя аналогии.
Если попытаться оценить прозвучавшие в Москве заявления Вучича, то, прежде всего, бросается в глаза непривычная для этого политика пророссийская тональность и акцентированность на экономических вопросах. Разумеется, никто не станет спорить с премьером о том, что Россия и Сербия имеют «долгую историю» дружественных отношений, и эта история должна послужить хорошей основой для укрепления экономических связей. Однако дьявол, как известно, скрывается в деталях, и именно эти детали заставляют отнестись к словам и обещаниям Вучича с изрядной долей скептицизма.
Сербский премьер отметил, что Россия является для Сербии одним из трёх важнейших внешнеторговых партнеров. Это действительно так, но только если говорить о структуре сербского импорта, в котором Россия занимает второе место между Германией и Италией. В структуре сербского экспорта Россия занимает четвертое место, уступая не только Германии и Италии, но и Боснии и Герцеговине, что само по себе является дополнительным стимулом для развития торгово-экономического взаимодействия. При этом, как признают сербские эксперты, наибольший торговый дефицит имеется у Сербии в отношениях как раз с теми странами – Россией и Китаем, которые бывший президент Сербии Борис Тадич называл ключевыми партнерами Сербии наряду с Соединёнными Штатами и Евросоюзом. «Сербия занимает уже теперь свою нишу на российском рынке сельхозтоваров, что на самом деле неплохо. Надеюсь, что наши партнеры сумеют закрепиться, потому что санкции – штука не вечная, но тот, кто занял чье-то место, как правило, с большой неохотой его уступает, и мы, в общем, этому будем рады», – подчеркнул на переговорах с Александаром Вучичем премьер-министр России Дмитрий Медведев. И это – конкретный сигнал, напрямую обращённый к сербской стороне и лично к главе правительства.
Еще один приметнывй тезис Вучича состоит в том, что все проблемы в развитии торгово-экономических отношений с Россией достались ему «в наследство» от предыдущего кабинета. В том числе долг «Газпрому», который он оценил в 303 млн евро. Однако нынешняя правящая коалиция находится у власти уже достаточно долго, чтобы списывать проблемы в двусторонних российско-сербских отношениях исключительно на предшественников. Тем более, что и сам Вучич, и его единомышленники, неаходясь у власти, успели отметиться такими сомнительными, если не сказать провокационными, акциями, как инициирование «расследования» межправительственных российско-сербских соглашений 2008 года в энергетической сфере, а также отказ субсидировать своих же сельскохозяйственных производителей, стремящихся укрепить свое присутствие на российском рынке в условиях санкционной войны. Подобные действия слабо соотносятся с заявленным стремлением кабинета Вучича «обеспечить присутствие большего числа сербских инвесторов на русском рынке».
О том, что российско-сербское торгово-экономическое сотрудничество действительно имеет большой потенциал, свидетельствует динамика его развития даже в нынешних сложных условиях. На это особо указал в ходе своей встречи с Александаром Вучичем президент России Владимир Путин. «Хотел бы отметить, что, несмотря на все сложности, которые переживает мировая экономика, и у нас непросто, – все‑таки товарооборот с Сербией неожиданно растет, и поставки сербской сельхозпродукции на российский рынок увеличились сразу на 40 процентов. Это хороший показатель», – подчеркнул российский лидер.
Понятно, что сегодня Сербия имеет ограниченное поле для манёвров во внешней политике и внешней торговле, учитывая евроинтеграционные устремления правящей коалиции. Однако это не снимает с кабинета ответственности за то, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности или, по крайней мере, не создавать дополнительные препятствия для развития отношений с Россией. Тем более, что никуда не делась главная экономическая проблема Сербии – обеспечение российскими энергоресурсами. Именно эта тема стала основной в переговорах Вучича с Медведевым. Глава российского правительства пообещал своему сербскому коллеге, что Россия рассмотрит альтернативные пути снабжения Сербии газом. И это как раз тот вопрос, в решении которого Сербии следует неукоснительно отстаивать свои национально-государственные интересы без оглядки на Вашингтон и Брюссель.
Последнее касается и военно-технического сотрудничества В настоящее время Сербия после долгих проволочек (в том числе политического характера) всерьез приступила к анализу перспектив масштабного перевооружения национальной армии. Это направление может стать приоритетным в российско-сербском взаимодействий. Речь идет о возможной закупке у России систем ПВО и ПРО, модернизации артиллерийских систем и бронетанковой техники на основе использования российских изделий и технологий.
Конечно, такие планы – сами по себе вызов интересам США и их союзников в Европе. Поэтому не исключено усиление вмешательства западных держав во внутренние дела Сербии в попытках либо заставить кабинет Вучича отказаться от военно-технического сотрудничества с Россией, либо заменить это правительство на более послушное.
И тут о многом говорит развитие событий Черногории, где нынешний накал внутриполитического противостояния был спровоцирован вызывающе прозападным курсом Мило Джукановича. Чтобы в Сербии этого не произошло, власти страны должны не на словах, а на деле следовать принципам многовекторной внешней политики, не только декларируя отказ от присоединения к антироссийским санкциям, но и реально помогая собственным производителям, находя взаимоприемлемые решения в вопросах энергетики, развивая военно-техническое сотрудничество и так далее.
Петр Искендеров
Источник: fondsk.ru