Религия, мир и их “хозяева”

By admin Oct 30, 2015

В Москве призвали к борьбе с «абсолютным злом»

Международный форум в Москве «Религия и мир» претендует на преемственность от миротворческих конференций религиозных деятелей, проводившихся под эгидой Советского Союза. В то же время вопросы, затронутые участниками нынешнего мероприятия, вряд ли могли даже присниться в период «холодной войны».

«Величайшая трагедия человечества»

Форум состоялся в стенах одной из престижнейших гостиниц Москвы «Президент-отеле», носившем в первые годы после своего воздвижения (а это последние годы советской власти) наименование «Октябрьская».

«Ближний Восток – пути к достижению религиозного мира» – такой была одна из главных тем дискуссии.

Представители основных конфессий и общественные деятели обсудили межрелигиозные и межэтнические конфликты в ближневосточном регионе, возможности диалога и миротворческие инициативы верующих.

Среди участников дискуссии были и известные востоковеды. К примеру, доктор философских наук, президент фонда «Институт религии и политики» Александр Игнатенко. В состав экспертной линейки сессии входили глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший Экзарх в России архиепископ Езрас, Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, заведующий сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иерей Димитрий Сафонов, доктор философских наук, президент Международного общественного фонда единства православных народов Валерий Алексеев, Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский, кандидат исторических наук, заместитель директора по международным связям Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В.Ломоносова Диляра Солодовник.

Рефреном на форуме звучало: не может быть признано оправданным то, что происходит в регионах Ближнего Востока и Северной Африки. В проекте резолюции форума говорится о том, что «ослепленные ложными идеями борьбы против всяких инаковерующих террористы убивают и изгоняют, прежде всего, самих мусульман».

Наряду с этим, «величайшей трагедией человечества» было признано «уничтожение христианских общин Ближнего Востока».

На этом настаивал, в частности, уполномоченный по правам человека, демократии и верховенства права Министерства иностранных дел России Константин Долгов. По данным дипломата, «христианофобия» существует в 140 странах мира, а «исламофобия» всего лишь в 121 стране.

«Мы обращаемся к духовным лидерам и главам ближневосточных государств: во имя будущего своих граждан, своих стран, сохранения веры и справедливости, встаньте вместе на борьбу против абсолютного зла!» – говорится в завершающем документе.

«Абсолютное зло»

Под «абсолютным злом», судя по всему ходу диалога в «Президент-отеле», подразумевался в первую очередь терроризм с определением «исламский». 

По крайней мере, речи о провокационной роли радикалов иных вероисповеданий или экстремистов, вовсе не желающих быть отнесенными к какой-либо религии, не велось. 

Например, на пленарном заседании автор строк не услышал ни слова о ситуации вокруг святых мест ислама в Иерусалиме и постоянном кровопролитии в священном городе, инициаторами которого становятся отнюдь не мусульмане.

Вместе с тем, странно было также услышать, что страны Европы-де именно сейчас «сталкиваются с ревизией христианских ценностей, составляющих неотъемлемую часть основания европейской культуры». 

Между тем процесс секуляризации и модернизации, против которого в негативном свете выступил ряд модераторов форума, начался не вчера, «из-за наплыва носителей иной культурной и религиозной идентичности», а много столетий назад, ввиду неудовлетворенности тех же народов Европы порабощавшим их феодализмом и монархией, существовавших при гегемонии церкви.

Да и поток беженцев, как правильно отмечается некоторыми участниками форума, – это не столько результат межконфессиональных или межэтнических «разборок», а итог конкуренции «сильных мира сего» и политических экспериментов, породивших диктатуру, нищету и страдания.

Пастор Билли Грэм-младший, сын прославившегося еще в СССР американского протестантского проповедника, заявил, что нельзя допускать, чтобы война и насилие шли от имени религии. 

Но ведь война и насилие в мире идут не только от имени религии, но и, скажем, от светских мировоззрений. Почему именно от имени религии насилие должно считаться наихудшим? 

Война религий или конфликт интересов

«В принципе, людям навязываются ложные стереотипы и ложные шаблоны, что идет борьба между религиозными конфессиями, между этносами, на самом деле этого нет. 

Конфликт интересов возникает у глобальных игроков. Потому что весь мир всю свою цивилизационную историю человечества, мы знаем, боролся за ресурсы. И каждая формация, будь это компания, государство или общество, всегда борется за ресурсы для своего общества, для своей компании, для своей семьи, для государства. 

И в этом плане в мире идет новая борьба за новое перераспределение этих ресурсов, – рассказал в беседе с КАВПОЛИТом Эдуард Хачукаев, заместитель директора некоммерческого “Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования”. – И в рамках этого идеология и религия всегда используются для управления людьми, для борьбы за ресурсы, для того, чтобы завладеть с помощью фактического обмана этими ресурсами. 

На самом деле, никакой войны между суннитами, шиитами, между мусульманами и христианами как между религиями нет. Религия сама по себе неодушевленная вещь. Это инструмент, технология, которая может быть использована лидерами стран, хозяевами стран и так далее. Реальными хозяевами. 

Поэтому идет борьба между странами, между хозяевами этих стран за ресурсы. А то, что мы видим, – это поле сражения. И на этом поле сражения погибают не хозяева, начавшие эту войну, а простой народ, который зачастую не знает, за что он гибнет, почему умирает и почему он должен был погибнуть за это дело».

Оценивая форум, общественный деятель подчеркнул, что это прежде всего дискуссионная площадка, обмен мнениями, который является крайне необходимым, позитивным и востребованным в обществе.

«Жизнь наша постоянно преподносит нам разные проблемы, вызовы, угрозы нашему существованию. Появляется задача – как противостоять угрозам, как решать проблемы, что делать? Как правило, все хотят мира. 

Но я, как системный аналитик, скажу, мир – тоже плохо. Потому что этим миром движут постоянно конфликты интересов. Без конфликта интересов нет прогресса. Будет регресс. 

Но там есть одно “но” – мы должны научиться решать наши конфликты интересов мирным путем. Вот если мы это научимся мирным путем, чтобы каждой сестренке по сережке… 

Но с другой стороны, по крайней мере, идет обмен мнениями, происходит обогащение каждого, потому что мы вошли в зону знаний, в зону выработки каких-то решений. 

Если каждый будет сам по себе сидеть в своем углу, то без такой коммуникации, без такого, выражаясь техническим языком, протокола обмена мыслеформы нашего сознания, мы не сможем найти  правильное решение, которое является оптимальным для всех. И которое не может быть выработано по отдельности каждым, но может быть выработано в таком формате форумов в консенсусном подходе», –  резюмирует Эдурад Хачукаев.

Рустам Джалилов

Источник: kavpolit.com

By admin

Related Post

Leave a Reply