В России с начала недели упали три башенных крана: в Омске, Краснодаре и Таганроге. При обрушении крана в Омске погибли четыре человека, в том числе родители с маленьким ребенком. Подозреваемым – учредителю ООО “Группа компаний Жилстрой Джаст Фит Лайф” Виктору Полукарову, гендиректору компании Константину Семенову и начальнику строительного участка Сергею Масленкину предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности, повлекшем гибель людей.
По версии следствия, обвиняемые при строительстве торгово-выставочного комплекса с гостиницей не обеспечили безопасность труда и допустили к эксплуатации башенный кран без проведения контроля за его техническим состоянием. Обслуживание крана проводили рабочие, не имеющие соответствующей аттестации. В результате неисправности тупиковых упоров, предназначенных для гашения остаточной скорости крана и предотвращающих его сход с концевых участков рельсового пути, во время работы произошло падение крана на проезжую часть улицы Маршала Жукова, где в это время проезжали автомобили Toyota и “ГАЗель-Соболь”. В результате полученных травм на месте скончались находившиеся в легковушке водитель, его жена и их четырехмесячный сын. Второй, четырехлетний ребенок погибших супругов получил травму и остался сиротой. Водитель микроавтобуса “ГАЗель-Соболь” скончался в больнице. Крановщик, находившийся в момент падения в кабине крана, тоже получил тяжелые травмы и находится в реанимации.
Между тем, строительный холдинг, на участке которого упал кран, прославился в Омске чередой скандалов. Стройка принадлежит фирме, которая входит в группу компаний, находящихся в банкротном и предбанкротном состоянии, рассказал “Росбалту” омский юрист и правозащитник Дмитрий Дмитриев. Как сообщил директор “Общества защиты прав потребителей в сфере строительства”, он уже около трех лет занимается отстаиванием интересов граждан, пострадавших от деятельности группы компаний, объединенных под названием “Джаст Фит Лайф”.
“Около пяти лет назад эта компания построила три многоквартирных дома по уникальной программе – там были малометражные квартиры, уже укомплектованные мебелью и техникой. Когда они исполнили проект в срок, то народ повалил к ним лавиной, выстраивалась очередь, чтобы купить жилье в следующих проектах. Тогда они начали несколько проектов и еще получили госзаказ на строительство велотрека, где сметная стоимость составляла несколько сотен миллионов рублей. Возможно, руководитель компаний, не имея достаточных оборотных средств и финансирования от заказчика, фактически кредитовался, получая деньги от клиентов. Это привело к банкротству главных юридических лиц”, – рассказал Дмитрий Дмитриев.
По словам юриста, за несколько лет произошло несколько судебных разбирательств. “Имели место нарушения обязательств по договорам. В частности, строился коттеджный поселок “Зеленая долина”, где ряд договоров о строительстве не был исполнен в срок на протяжении двух лет, а по части коттеджей не решены вопросы газоснабжения. Также у них был нарушен срок ввода в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома “Алмаз”. Не исполнялись обязательства о комплектации квартир мебелью и техникой. Десятки клиентов возвращали вложенные деньги, взыскивая их через суды”, – перечислил Дмитрий Дмитриев.
Юрист уточнил, что заказчиком строительства на участке, где упал кран, была фирма “Аппарт Отель Маршал”, принадлежавшая тем же собственникам. “Стройка была фактически заморожена: около двух лет там только котлован был вырыт. Запланированный к постройке объект “Апарт Отель” должен быть передан застройщику до конца нынешнего года, но там еще, как говорится, и конь не валялся. Возможно, кран заработал в связи с тем, что решили разморозить этот объект”, – предположил Дмитрий Дмитриев.
В “Союзе строителей Омской области” не смогли прокомментировать ситуацию, сложившуюся в их отрасли. “Я не уполномочен”, – заявил исполнительный директор Александр Дейнеко. Секретарь президента “Союза строителей” Николая Лицкевича сослалась на то, что шеф занят, а потом перестала отвечать на телефонные звонки корреспондента “Росбалта”.
Аварийные ситуации, в том числе падения башенных кранов, происходят на стройках из-за нехватки профессионалов в отрасли, считает советник Свободного строительного профсоюза Андрей Свистунов. Как рассказал профлидер корреспонденту “Росбалта”, стройфирмы экономят на всем ради прибыли.
“Я еще в советские времена учился в профтехучилище на автокрановщика и хорошо помню, что и после получения профессии надо было раз в два года сдавать на нормы технической инспекции. А тем, кто работал на башенном кране, надо было сдавать эти нормы даже чаще. Сейчас же все до банальности просто из-за желания застройщиков и подрядчиков удешевить рабочую силу. Системы профессионально-технического образования не существует. Зачем застройщикам и подрядчикам учить человека три года? Приходят парни с улицы, предварительно нигде не учившиеся, устраиваются подсобниками, учениками, и здесь же получают профессиональные навыки. Скорее всего, в случаях с падениями башенных кранов работали такие “выученики крановщика”, которые тут же, на стройке, получили профессию за пару месяцев вместо трех лет. Такому крановщику не надо платить деньги как профессионалу, и у стройфирм меньше затрат на фонд оплаты труда. По моим подсчетам, на любой стройке из ста человек от силы пять-шесть получили какое-то образование в профтехучилищах. Отсюда и аварии, и несчастные случаи”, – констатировал Андрей Свистунов.
Обучение правилам техники безопасности, по словам профлидера, также стало формальным. “В советское время нас заставляли несколько часов сидеть в зале, и инженер по технике безопасности читал нам лекцию. Сейчас же для формальности соберут работников, скажут: там не стойте, там не прыгайте, там не курите. Все расписались, чтобы прикрыть зад начальства, и пошли работать”, – заметил Свистунов.
Он подчеркнул, что такая система сложилась из-за стремления получить прибыль путем снижения расходов. “Достаточно посмотреть на результаты тендеров, госзакупок. Заказчик ищет подрядчиков, которые бы выполнили работы подешевле, а не качественно, не интересуется применяемыми технологиями и материалами. А частник-подрядчик думает о том, как бы ему прибыль побольше взять при постройке объекта. Из-за этой жадности экономят на всем – и на профессионалах, и на применяемых механизмах. На стройках все работает изношенное, на проволоках, болтах, чуть ли не столетней давности”, – сообщил Андрей Свистунов.
Дмитрий Ремизов
Источник: rosbalt.ru