Губернатор Челябинской области Борис Дубровский пообещал разобраться в ситуации, связанной со скандальными высказываниями своего заместителя о регионе.
В среду в СМИ появилась аудиозапись, на которой предположительно заместитель губернатора Иван Сеничев дает Челябинской области нецензурную характеристику.
“После обнародования аудиозаписи общения Ивана Сеничева с руководством челябинского ЧОП [частного охранного предприятия] Борис Дубровский сообщил, что вызвал своего зама для дачи пояснений в понедельник, когда у чиновника заканчивается отпуск”, – сообщили в пресс-службе областного правительства.
Из опубликованного фрагмента разговора следует, что Сеничев сетует на состояние дорог в регионе и говорит о том, что ему нужны автомобили “на зимний период передвигаться по нашей … области, потому что продали вертолет”.
По словам губернатора Бориса Дубровского, которые приводит пресс-служба, речь, вероятно, идет о “серьезном нарушении правил профессиональной этики и служебного поведения”.
В Кремле отказались комментировать ситуацию, заявив, что “не стоит подслушивать” чужие разговоры.
Между тем многих других российских губернаторов подслушивать не было необходимости: неоднозначные заявления о своих регионах и их жителях они делали публично.
О юморе и жлобстве
В сентябре этого года общественное возмущение вызвало выступление главы республики Марий Эл Леонида Маркелова перед жителями деревни Шимшурга.
Видеозапись его речи появилась в интернете. Глава региона выражал недовольство тем, что его плохо приняли.
“У меня нигде так не было, чтобы ворчали, ворчали, рычали. Везде спасибо говорят. Ну, наверно, мне стоит повернуться к вам тем местом, каким вы ко мне повернулись, да? Закрыть все и уехать, и дорогу раскопать. Не верите, что я раскопаю дорогу? И будете три года ждать”, – заявил Маркелов.
Позже, однако, глава Марий Эл назвал свои слова шуткой, заявив, что вообще любит пошутить.
“Видимо, [жители села] отмечали с товарищами дорогу, кисло выглядели, я и пошутил”, – объяснил Маркелов, добавив, что жители юмор, в отличие от журналистов, поняли и не обиделись.
Возможно, он был прав: на выборах 13 сентября единоросс Маркелов, возглавляющий республику с 2001 года, победил в первом туре, набрав 50,78% голосов.
В негостеприимности жителей обвинял также губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, раздосадованный тем, как петербуржцы приняли премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Приезд правительственного кортежа в октябре 2012 года спровоцировал на улицах города пробки. Автомобилисты выражали свое недовольство неприличными жестами и гудели клаксонами.
“Только ленивый не сигналил клаксонами, – жаловался Полтавченко в интервью телеканалу “100 ТВ”. – Стояли люди, поднимали всякие пальцы. А ведь человек приехал решать проблемы своего родного города… Этим отличаются жители и других городов. Но такого откровенного жлобства я не видел”.
Губернатор заявил, что ему как петербуржцу было стыдно, и назвал поведение автомобилистов “полнейшей утратой петербургского культурного менталитета”.
От Полтавченко требовали извинений, однако реакция поступила лишь от его пресс-секретаря Андрея Кибитова, который в “Твиттере” написал, что “жлобство – это оценка действий тех, кто так делал”, но не петербуржцев вообще.
“Кинуть по-самарски”
Не раз отличался спорными заявлениями и губернатор Самарской области Николай Меркушкин.
В июле этого года в блоге депутата самарского заксобрания от КПРФ Михаила Матвеева появилась запись разговора губернатора с экспертами по поводу строительства мемориала в центре Самары.
Объясняя причины ошибок при строительстве, Меркушкин заявил, что строившая мемориал компания “поступила по-самарски, то есть кинула”.
Николай Меркушкин, в прошлом возглавлявший республику Мордовию, далее пояснил, что “по-мордовски” значит “доделать все до конца и нормально”.
Как писала газета “Коммерсант”, коммунист Михаил Матвеев позже обратился в администрацию президента с просьбой оценить высказывания Меркушкина, который “не только оскорбил всех самарцев, но и нанес явный ущерб деловой репутации самарского бизнеса”.
В марте губернатор возмутил самарцев своим выступлением на встрече с представителями трех местных вузов, которые планировалось объединить в один.
Противников этой идеи Меркушкин сравнил с закрывшим своей грудью амбразуру немецкого дзота в 1943 году Александром Матросовым, а того, в свою очередь, с самоубийцей.
Как сообщали местные издания, журналистов на той встрече не было, однако аудиозапись заявлений губернатора появилась в СМИ.
“Не было ни одного дела, чтобы я не убедил людей, люди не поверили, не пошли. Если вы будете первыми – молодцы. Но будете самоубийцами. Вы, как Александр Матросов, встанете на амбразуру”, – приводят его слова журналисты.
Сам Николай Меркушкин впоследствии заявил, что слова были вырваны из контекста, а публикация записи являлась провокацией и работой по дискредитации власти, причем организованной теми, кто “летал поддерживать события на Майдане”.
Проституция как бюджетный доход
О бедах подведомственного региона высказывался и министр экономического развития республики Карелия Валентин Чмиль.
На закрытом совещании руководства градообразующего Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината чиновник, жалуясь на экономическую несостоятельность региона, в сердцах назвал его “республикой-промежутком” и выразил готовность пойти на отчаянные меры ради увеличения доходов Карелии.
“Я готов заняться проституцией, чем угодно, лишь бы наполнять бюджет Республики Карелия […], – цитировал Чмиля “Лесной портал Карелии”. – Как министр экономики могу сказать: ну не интересна Республика Карелия сегодня никому. … Экономически это невыгоднейшая территория. Кроме природных ресурсов, ничего привлекательного здесь нет. … Это республика-промежуток”.
“Так зачем глава ездит в Москву каждую неделю?, – продолжал министр. – Мы ездим и целуем в одно место кого угодно и как угодно: только приходите и создавайте рабочие места!”.
После резонанса, вызванного обнародованием его заявлений в СМИ, Валентин Чмиль подал в отставку, однако глава Карелии Александр Худилайнен ее не принял.
Вместо этого он поручил провести проверку, чтобы выяснить, как информация с закрытого совещания попала в СМИ, а также предупредил чиновников об ответственности за публичные заявления.
“Труд облагораживает человека”
Некоторые руководители регионов, например бывший в 2008-2013 годах губернатором Забайкальского края Равиль Гениатулин, винят в плачевном состоянии населенных пунктов самих жителей.
В 2012 году в эфире программы “Губернаторский час” Гениатулин говорил о том, что подчас “довольно жестко наезжал на местное руководство и на самих граждан, которые не любят свой населённый пункт”.
В пример он привел поселок Дарасун: он, по словам губернатора, “плохо выглядит”, в отличие от сел Красного Чикоя, где все “побелено, покрашено, подметено”.
“Люди не любят, живущие в этом населённом пункте, свой населённый пункт. Почему-то”, – недоумевал Гениатулин.
Жители поселка сочли его слова оскорбительными и в открытом письме, присланном в редакцию портала “Чита.ру”, посоветовали губернатору получше присмотреться к столице региона Чите.
На то, что благосостояние населенных пунктов зависит от самих граждан, намекал и вице-губернатор Петербурга по вопросам ЖКХ Игорь Албин.
В январе 2015 года, отвечая на критику относительно плохой работы коммунальных служб города, чиновник посоветовал жителям самим “взять лопаты и навести порядок хотя бы в своем дворе”.
“Труд облагораживает человека. Равнодушие и иждивенчество убивают и отдельную личность, и целые государства”, – написал Албин в “Фейсбуке”.
В ответ в адрес вице-губернатора стали звучать призывы подкрепить свои слова личным примером, что Албин и сделал, убрав в присутствии журналистов снег возле дома на улице Рубинштейна.
Впрочем, как сообщал портал “Фонтанка”, чиновнику помогали первый замглавы администрации Центрального района, глава комитета по благоустройству, директор жилищно-коммунального сервиса, а также дворники и активисты.
Источник: bbc.com