Многодетная мать судится с ЦРБ, в которой не разглядели аппендицит у ее семилетнего сына.
Краснодарский краевой суд рассмотрит апелляцию жительницы села Красносельского Натальи Кучеренко к Центральной больнице Динского района Кубани. В 2011 году ее сыну стало плохо, но ни вызванная скорая помощь, ни дежурный хирург не госпитализировали ребенка. Спустя несколько дней семилетнему Вадиму все-таки провели экстренную операцию по удалению аппендицита.
Когда врачи вскрыли живот, брызнул гной, а сам аппендикс, как гласит протокол операции, «самоликвидировался», то есть буквально отвалился, у мальчика начался гнойный перитонит. Мать и медицинские эксперты, к которым она обратилась, уверены: если бы аппендицит удалили в день первого обращения, тяжелых последствий удалось бы избежать.
История болезни
В обед 13 октября 2011 года у Вадима резко заболел живот. Вечером температура подскочила до 39 градусов, мальчику вызвали скорую помощь. По словам Натальи Кучеренко, она настаивала на госпитализации, но медики, предположив обычную инфекцию, отказали.
Уже на заседании Динского районного суда фельдшер показала, что мать сама не стала госпитализировать ребенка и даже написала заявление об этом. Но документ не сохранился, а в электронной карте отказ от госпитализации не фиксируется.
– Отказ матери от госпитализации документально не подтверждается. Если она отказалась, тогда почему спустя четыре часа сама привезла ребенка в ЦРБ? – комментирует КАВПОЛИТу руководитель общественной организации «Первый объединенный Союз юристов Кубани», в прошлом хирург, Адам Сурхо. – Когда ночью, уже накануне 14 октября, Кучеренко прибыла в больницу, ее сына осмотрел дежурный хирург Сулейманов. В медицинских документах имеется запись хирурга: температура 39,5 градуса, жалобы на боли в животе, рези. И при этом, не проводя дополнительных исследований, он делает вывод – «данных за острый аппендицит не выявлено».
Как дипломированный медик Адам Сурхо подтверждает: описанные признаки подходят под острый аппендицит, в данной ситуации врач должен был госпитализировать мальчика для динамического наблюдения за развитием заболевания с интервалом не более трех часов.
Глубокой ночью к педиатру
На заседании суда представители ЦРБ показали, что не обнаруживший у ребенка аппендицита доктор направил мать к педиатру, однако «Кучеренко не выполнила указание дежурного врача-хирурга и ребенка к педиатру не повела, причины такого поведения неизвестны».
– Представьте, это происходит уже глубокой ночью. В листке осмотра хирург указал «консультация педиатра». Больше никаких пояснений – нет ни указания на срочность визита, ни на время. Сопровождающего медработника женщине также не предоставили: вероятно, посчитали, что она обязана знать расположение отделений и сама найти нужного медика, – объясняет Сурхо.
Ребенку становилось все хуже, но последующие дни пришлись на выходные. Только в понедельник, 17 октября, Наталья Кучеренко пришла в поликлинику, где ее сыну в экстренном порядке удалили аппендицит. К тому времени аппендикс отвалился, в брюшной полости начался гнойный перитонит.
– Двое суток он провел в реанимации, затем на скорой помощи нас в сопровождении анестезиолога отвезли в детскую краевую клиническую больницу в Краснодаре, еще неделю круглые сутки делали капельницы. Краевые врачи были в шоке от проведенной операции – шрам такой, будто свинью резали, – со слезами рассказывает женщина.
Кто виноват?
В краснодарской больнице Вадим провел три недели. Тяжелое инфекционное заболевание сказалось как на здоровье, так и на развитии мальчишки: помимо ухудшения состояния (сейчас рассматривается вопрос о присвоении группы инвалидности), пережитое оставило глубокий отпечаток на его психике, школьник стал отс
Поданные семьей документы дошли до районного суда. На заседании 14 июля 2015 года, согласившись с позицией медиков, динская фемида пришла к выводу: «Именно по вине Кучеренко у мальчика развилось заболевание, потребовавшее экстренного вмешательства хирургов».
Доводы женщины о том, что она настаивала на госпитализации и проведении операции (двоим старшим детям уже удаляли аппендицит, поэтому мать прекрасна знала его симптомы), суд оставил без рассмотрения.
Мнения привлеченных для экспертизы медиков разделились. Представители страховой компании «Сибирь» считают, что в данном случае произошла поздняя диагностика острого аппендицита, в которой виноваты не врачи, а атипичное начало заболевания.
В материалах дела имеется и рецензия комиссии, в которую вошел заслуженный врач Ингушетии, доктор медицинских наук Али Ферзаули. Независимая комиссия пришла к выводу: дежурный хирург нарушил медицинские стандарты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития, не предприняв попытки выявления характерных для острого аппендицита симптомов.
Поздняя госпитализация могла стать причиной ухудшения состояния здоровья, развития перитонита и перехода заболевания из простой в осложненную форму. «Кучеренко Вадиму причинен тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека», – подытожил профессор Ферзаули.
Заслуженный врач Ингушетии, доктор медицинских наук, детский хирург Али Ферзаули.Фото: rdkbchr.ru
– Если говорить об ответственности виновных, мы ратуем не за наказание отдельно взятого сотрудника (хотя если его действия привели к ухудшению состояния здоровья ребенка, он его заслуживает), а за перелом ситуации, – объясняет руководитель организации «Первый объединенный Союз юристов Кубани». – Когда врачи будут понимать, что несут ответственность за свои действия, станут серьезнее подходить к должностным обязанностям, а руководство медучреждений прекратит их покрывать, в целом повысится качество медицинских услуг.
Недетские скандалы
Напомним, что в Краснодарском крае это не первый скандальный случай, связанный со здравоохранением. В этом августе в новороссийской больнице скончался трехмесячный Родион Тонких, которого органы опеки за неделю до этого изъяли из семьи. По одной из версий, малыш умер от травм, полученных при падении уже в учреждении здравоохранения.
Спустя месяц в больнице Калининского района умерли пятилетние брат и сестра.
В апреле 2012 года в городе Славянск-на-Кубани прошел протестный митинг, собравший порядка 300 человек – гражданских активистов и родственников скончавшихся в местной ЦРБ детей.
Последней каплей стала смерть полуторамесячного Вити Панасенко, у которого после плановой прививки от гепатита образовалась гематома, а при последующей операции грудничок истек кровью.
Федеральный резонанс вызвала история двухмесячной Софьи Куливец, которую с диагнозом «коклюш» в тяжелом состоянии доставили из Абинска в краевую инфекционную больницу перед Новым годом. Для введения лекарства девочке неправильно установили катетер, что привело к образованию тромба. Руку малышке пришлось ампутировать. Виновные в этом врач и медсестра получили по году колонии-поселения.
Андрей Кошик
Источник: kavpolit.com