В последние дни из многих регионов России приходят необычные новости – то тут, то там находят фламинго. То одного, то двух, то целую стаю… Но чаще одиночек видят.
Наш народ к диковинным птицам не привык. И что делать с ними – не знает. Поэтому в Удмуртии, к примеру, одного пернатого приютили в колонии. В Красноярском крае фламинго чуть не съели… Но все обошлось. Спасли птичку от расправы отправили в зоопарк. А на Алтае – еще одного фламинго решили просто не трогать. По крайней мере, пока вода в приютившем его озере не замерзла.
И подобных историй – десятки! Каким ветром занесло в Росиию розовых птиц? Об этом в эфире Радио «Комсомольская Правда» мы беседовали с Владимиром Кревер, руководителем программы по сохранению биоразнообразия WWF (Фонда дикой природы) России.
– Дело в том, что в России фламинго вообще не гнездятся. У нас они встречаются только во время миграции – в устье Волги, в Дагестане, в Калмыкии… То есть, в южных регионах. А так – они гнездятся достаточно далеко от нашей страны – во Франции и в ряде других мест.
Но на Каспии существуют довольно большие зимовки фламинго. Фламинго не очень хороший летун. При смене погодных условий, когда птица начинает искать какие-то более подходящие для нее места, где она окажется – в значительной степени зависит от направления ветра. Судя по тем фотографиям, которые на данный момент мелькают в интернете, это практически все молодые птицы, которые еще более слабы, нежели взрослые. Разумеется, точно сказать, что произошло, невозможно. Но с наибольшей степенью вероятности, на данный момент на Каспии плохая погода, птицы стали пытаться найти более подходящие тихие места. И вот как раз молодые птицы, которые хуже всего летают, видимо, были подхвачены на данный момент господствующими северными ветрами, и их так и понесло в совсем неблагоприятные места…
Залеты фламинго на территорию России наблюдаются, в общем-то, регулярно. В том числе и в регионах Крайнего Севера, то есть, крайне далеко от их традиционных мест и размножения, и зимовок. Но такие массовые залеты, заносы, как в этом году, это, конечно, явление достаточно необычное, но связанное, скорее всего, в первую очередь, именно с погодными условиями.
– В прошлые годы такого не наблюдалось?
– Массового такого? Я лично не помню, чтобы в литературе указывалось. Просто залеты – ежегодно орегистрируются. Один, два, три, пять случаев. Но вот чтобы прошел именно такой вал залетов – такого не помню. Но это, скорее всего, связано с какими-то специфическими погодными условиями этой осени или этого предзимья.
– Как теперь поступать с найденными птицами? Их в зоопарки будут передавать или отвозить на места зимовки?
– На места зимовки – это долго, дорого, непонятно, как делать, кто этим будет заниматься. Это мелководье, это не суша, не очень понятно, как туда конкретно подпустить птицу. Но фламинго достаточно легко передерживать в неволе.
Хотя дальнейшая судьба этих птиц на самом деле не ясна. Потому что птица, долго просидевшая в условиях неволи, часто с большим трудом адаптируется обратно к жизни в диких условиях, если вообще адаптируется. Так что искать места для передержки, конечно, надо, и в первую очередь это какие-то зоопарки – государственные и частные, – живые уголки, тут может быть практически все, что угодно. А вот вопрос по возврату их в природу надо прорабатывать со специалистами отдельно и смотреть конкретно на каждую птицу, в каком она состоянии, что она уже умеет делать, можно ли ее выпустить. Местные специалисты-орнитологи должны посмотреть.
Повторюсь, эта формулировка, что они сбились с пути миграции, некорректна. Потому что у нас на территории России они не гнездятся и мигрировать они от нас тоже никуда не могут. На территории бывшего Союза ближайшее место – это Казахстан, Тенгиз, где есть гнездовья. И всё. А самые большие зимовки – на Каспии.
Александра Лябина
Источник: msk.kp.ru