Я не могу судить с украинской колокольни, как устроена система местного самоуправления на Западе и в России. С моей точки зрения, в европейских странах, создавая полностью подчиненную внешнему управлению структуру «парламент-президент», все же местное самоуправление отдают на откуп региональным общинам, чтобы у населения было ощущение участия в управлении своей жизнью.
И вот эта сторона электорального процесса на Украине кардинально отличается.
После длительного периода постсоветского хаоса, переформатирования региональных элит, слияния криминальных и спекулятивных капиталов к моменту прихода Януковича на Украине существовал некий консенсус, при котором верхний слой власти отдавал на откуп и «кормление» региональные бюджеты и финансы слою элит уровнем пониже.
Все это привело к тому, что на каждом региональном уровне положение регионального олигарха строго зависело от его включенности в местную власть. И это же послужило причиной ожесточенной борьбы за местные советы. Политические проекты создавались под мэров и секретарей горсоветов, председателей облсоветов и районных голов.
И одной из причин (не главной, но существенной) неприятия Януковича местными элитами стало стремление правящей верхушки времен его правления снести все региональные проекты и привести всех под один знаменатель. Закон, проведенный Партией регионов, по которому мэры городов могли выдвигаться только от партий, был одним из таких шагов в попытке нивелировать влияние региональных элит и подчинить их единому руководству.
Тупое копирование российского опыта создания вертикали власти столкнулось с существованием на Украине в реальности хорошо организованных и отлично финансируемых противодействующих структур в виде и других влиятельных партий, и общественных организаций, которые напрямую были связаны с заграничными ревнителями европейской демократии. Даже в заведомо «своих регионах» – Запорожской, Одесской, Николаевской или Днепропетровской областях – эта попытка Партии регионов продавить всех региональных лидеров под свою политическую структуру вызывала раздражение, а в областях на западе Украины такие маневры приводили только к усилению оппонентов.
Но вернемся к реальному лицу городских и областных советов домайданного периода. Каждый местный царек, приведший туда свою клаку, ожесточенно сражался за место под солнцем в виде хорошего участка земли под застройку, разрешения на строительство торгового центра или сети АЗС, за участие в тендере на замену городских переездов через трамвайные пути, на право стать общегородским перевозчиком и т.д.
В стороне не оставались и компании общеукраинского масштаба. Какой-нибудь «Сандоре» или «Чумаку» вполне могли попить крови местные санэпидстанции или местные экологи, придравшись к уровню загрязнения стоков или перегруженности фур. Эти проблемы решались с помощью лоббирования этих вопросов только на уровне местных советов, что превращало заседания городских и областных советов в место боев этих царьков.
Депутаты же в этих боях исполняли роль боксерских перчаток или хоккейных клюшек, с помощью которых олигархи местного разлива пинали и молотили друг друга.
Игры в местное самоуправление приводили к любопытному портрету депутатского корпуса. С одной стороны, зачастую местные царьки не хотели демонстрировать свое лицо, поскольку имели криминальное прошлое, опасались черного пиара в свой адрес и выставляли за себя совсем уж марионеток и пешек. Чем маргинальнее и ничтожнее был кандидат в депутаты, тем дешевле обходился хозяину его голос. С другой стороны, для привлечения избирателей нужны были люди, которые имели хоть какую-то внешнюю привлекательность для простого украинского обывателя. Вот эта нелегкая задача найти эффективный минимум затрат стояла перед местными бонзами. Иногда, конечно, вчерашние марионетки выходили из-под контроля и сами начинали самостоятельную игру. Так, например, недавняя шестерка «городского авторитета» Олега Богомаза в Николаеве Вадим Мериков, безликий и косноязычный, становится губернатором Николаевской области.
При этом просачивается информация о конфликтах между ним и Богомазом. Естественно, став губернатором, Мериков теперь должен отрабатывать свою должность перед Порошенко, пропихивая его партию на всех уровнях области. А Богомазу уж точно не нашлось места в этом блоке, и он вернулся к той партии, с которой выводил своего подручного Мерикова, возглавив список в «Батькивщине».
Но эти конфликты уже опаснее Богомазу, который в последние годы спускался по элитной пирамиде вниз, а Мериков поднимался, используя появившиеся связи в партийной верхушке партии «Фронт перемен» и президентской администрации.
Но в целом общая картина депутатского корпуса на Украине довольно удручающа и за последние полтора года стала даже комичнее. Откровенные маргиналы, которых бы не взяли даже охранниками в супермаркет, прорвались на вершину представительской власти.
Козак Гаврилюк и герой в балаклаве Семенченко, судимый Мосийчук и агрессивная журналюшка Татьяна Черновил – они восседают сегодня в украинском парламенте как явное доказательство деградации принципа парламентаризма на Украине.
На региональном уровне такие же отморозки и ублюдки с печатью неполноценности на лице сегодня рвутся к власти, обоснованно полагая, что они ничуть не уступают этим борцам со «злочинной владой». То, что на них, дешевых и продажных, делают ставку местные элитки, нет сомнения. В каждом списке провластных партий обязательно представлены и волонтер, и участник т.н. АТО.
Эталоном такого отморозка на региональном уровне можно считать известного в Николаеве Янцена, прославившегося организацией нападения на Олега Царева. Этого главаря местной националистической банды включали в свой список и партия Ляшко, и даже проевропейский «Демальянс», и только неудачи этих партий на выборах в 2014-м и 2015 году закрывали вход в горсовет этому агрессивному бандиту.
А что же избиратели? На каждом следующем витке лестница, которая кажется ведущей наверх, опускает их все ниже и ниже. Раз в два или четыре года самые обездоленные получают килограмм гречки или макарон и бредут к избирательным урнам со смутным ощущением того, что их в очередной раз надувают. Каждая предшествующая власть объявляется «злочинной» и «воровской», но каждая последующая оказывается еще хуже.
Нынешняя же, ничуть не ослабив коррупцию на всех уровнях, добавила к этому абсолютный правовой нигилизм, распад правоохранительных систем и физический террор по отношению к инакомыслящим.
Конечно, для многих социологов было абсолютно неожиданно, что «Оппозиционный блок» вышел в лидеры в областях юго-востока Украины, где, казалось, Порошенко и Коломойский вытоптали все ростки протеста.
Относительная победа «Оппозиционного блока» не слишком много меняет в общем раскладе власти, хотя и демонстрирует общее смутное недовольство, массовое разочарование обывателей и усиливает предчувствие грядущего распада.
Но несколько изменилась сама атмосфера. Еще совсем недавно, смело хозяйничая на улицах городов юго-востока, участники «АТО» вдруг почувствовали себя не просто обманутыми. Некоторые из них осознали, что их «подвиги» на Донбассе могут оказаться причиной для уголовных дел и последующего наказания.
И вот уже бывший участник «АТО» на страницах русофобского николаевского сайта «Преступности.нет» плачется о будущих концлагерях, в которые могут попасть «герои», убивавшие жителей Донбасса.
«Построили ли для нас, участников АТО, концлагеря?!» – так называется статья-интервью с николаевским горе-воином, который пытается теперь выдавить слезу жалости.
Бывшие регионалы, ощутив наконец почву под ногами, осмелев, попробуют выторговать себе условия получше, потребуют возврата некоторых утраченных позиций в бизнесе, но вряд ли будут бороться за превращение Украины в дружественную России страну.
Не это их волнует. Я думаю, что опять и опять они будут эксплуатировать надежды русских Украины, надеясь обмануть в очередной раз и их, и российскую власть.
Но обнадеживает то, что, несмотря на оголтелую пропаганду, которая обвиняет в нынешней катастрофе Украины только Россию, выборы продемонстрировали полное фиаско политики киевских властей. Пелена с глаз падает, недовольство нарастает, списать политическую импотенцию и развал экономики на войну в Донбассе уже трудно.
Нет иллюзий, что местные советы вдруг станут заветным ключиком, с помощью которого можно перестроить нынешнюю Украину. Только полная перезагрузка, только абсолютное переформатирование элит, продажных и русофобских, может изменить ситуацию.
Можно ли рассчитывать на приход групп и лиц, для которых политика – не игра в наперстки, а целенаправленная деятельность, результатом которой должна стать взаимная интеграция России и Украины?
Немало воды утечет, прежде чем у нас появятся основания на это надеяться.
Лариса Шеслер
Источник: odnarodyna.org