Будет ли Евросоюз решать свои проблемы с мигрантами за счет России?
ЕС обязал Польшу принять не меньше 10 тыс. мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Появляются также сообщения о возможном размещении в стране чуть ли не 100 тыс. мигрантов. В то же время, по оценкам польских СМИ, количество мигрантов уже превышает 20 тыс. Официальная Варшава эти сведения не опровергает. Обращает на себя внимание и другой факт: места для размещения этого человеческого потока Варшава запланировала почему-то вблизи границы именно с Россией.
По данным «Radio Olsztyn», «центры для переселенцев появятся в Варминско-Мазурском воеводстве, которое находится на границе с Калининградской областью России. Окончательный список всех населенных пунктов размещения пока не обнародован». Но стало известно, что один из этих пунктов запланирован в г. Голдап, что в 25 км от Калининградской области РФ. Мэр Голдапа Томаш Люто выступил против принятия мигрантов «непольской национальности». Город, по его словам, не готов принять иностранцев, «которые в последнее время лавинообразно проникают в Европу, включая Польшу». А «наши местные муниципалитеты не могут позволить себе помощь мигрантам в экономическом плане».
К тому же польские эксперты утверждают, что до конца 2016 года фактически поток мигрантов в страну из Африки и Ближнего Востока превысит 25 тыс. чел., и если пункты для них будут находиться только вблизи Калининградской области, то не будут ли мигранты туда и направляться?
Характерно, что в приграничном с РФ регионе нет крупных промышленных или торговых центров, где можно было бы трудоустроить прибывающих людей. Значит, совершенно не исключено, что в поиске рабочих мест они могут направиться в Россию. Этот польский регион расположен в лесистой, болотистой местности, однако здесь имеется разветвленная сеть транспортных коммуникаций, в том числе речных, с Калининградской областью. Соблазн воспользоваться такими выгодами для проникновения в Россию, можно сказать, существует изначально…
Появляется также информация о том, что некоторые украинские компании помогают мигрантам из Судана, Эфиопии и Ирака переправляться в Польшу и Литву, тоже граничащую с Калининградским регионом. Пограничниками пресекается не более трети таких операций. А в генконсульстве Польши в Калининграде недавно уже были обнаружены проживавшие там гастарбайтеры из Африки, имеющие польское гражданство.
Во многих польских городах проходят демонстрации против возможного нашествия мигрантов. По этой причине тоже их стремятся размещать подальше от крупных городов и промышленно развитых воеводств. Но выбор именно польско-российского приграничья позволяет предположить политическую ангажированность такого решения.
Кстати говоря, похожая ситуация создается и в приполярном приграничье – по обеим сторонам российско-норвежской границы. Мигранты, в основном из Сирии, Ирака и Ливана, с сентября с.г., то есть в канун зимних холодов, устремляются по территории РФ на Крайний Север. В российских и зарубежных СМИ уже был ряд сообщений о том, что часть мигрантов, благодаря безвизовому режиму между Россией и Турцией, проникает в Европу по маршруту Турция – Москва – северные приграничные регионы России.
Но следует этот поток не в сопредельную с РФ Финляндию, имеющую среди стран ЕС самую протяженную границу с Россией – свыше 1200 км, а намного дальше – в граничащий с РФ норвежский г. Киркенес.
Там таких «переселенцев» зарегистрировано уже свыше 10 тыс. У Норвегии, заметим, самостоятельное иммиграционное законодательство, и правила ЕС здесь не действуют.
«Киркенесские» мигранты, в большинстве своем, концентрируются именно в норвежско-российском приграничье. В норвежскую глубинку или в соседнюю Финляндии из Киркенеса направляются, можно сказать, единицы. Власти Норвегии, отметим, заявляют, что мигранты, зарегистрированные в РФ, будут отправлены обратно. Министр юстиции и общественной безопасности Норвегии Андерс Анундсен недавно говорил, что «еще до конца октября просители убежища, ранее проживавшие законно на территории России, будут отправляться обратно в РФ». Мол, где «гарантия того, что вместе с зарегистрированными в РФ иммигрантами к нам не хлынет поток всех остальных через тот же Киркенес, уже ими заполненный?..».
Тем временем, судя по тональности и тематике публикаций, ряд норвежских СМИ уже готовят почву для общеевропейского осуждения миграционной политики РФ. Поскольку «направляющиеся в Норвегию из России иммигранты жалуются на плохие условия жизни в РФ. Где к ним относятся пренебрежительно, как к людям «второго сорта», в том числе отказывая в получении разрешения на работу».
В ходе недавнего видеомоста между Москвой и Брюсселем директор отдела по миграционным вопросам экспертного Центра европейской политики Ив Паскуо так и не ответил на вопросы о ситуации с мигрантами в норвежско-российском приграничье. Он только сообщил то, что и так хорошо известно: дескать, «да, беженцы проникают и в норвежский Крайний Север, надеясь там укрыться от депортации из стран ЕС. Если же будут попытки перехода границы в сторону России, тогда вопрос придется решать в Осло и Москве». То есть Евросоюз на данном этапе, что называется, умывает руки. И, вероятно, делает это вполне преднамеренно.
Основываясь даже на кратком анализе ситуации, которая уже довольно длительный период складывается, в частности, в Польше и Норвегии, нельзя не исключать в дальнейшем обострения отношений между РФ и ЕС из-за европейской ситуации с мигрантами.
Конечно, хотелось бы ошибиться в этих прогнозах, но, как говорится, факты – упрямая вещь. К тому же в истории есть немало примеров, когда Европа решала свои судьбоносные проблемы за счет России. А в том, что миллионы людей стали искать прибежища за тысячи километров от родных мест, есть прямая вина Европы, но отнюдь – не России. Обычно в таких случаях у нас говорят: «С больной головы на здоровую». В польском языке, кстати, аналог этой нашей пословице звучит так: «Z winy na innych» (русск. «По чужой вине»). Как по-норвежски, пока не знаю…
Леонид Шипилов
Источник: stoletie.ru