С начала 90-х в России начали проникать и приживаться праздники нетрадиционные для нашей страны – день Святого Валентина, день Святого Патрика и грядущий Хэллоуин.
Конец октября, световой день уменьшается, а в темноте, как принято считать, царит нечистая сила. У каждого народа представление о ней особенное, причем ее не столько боятся, сколько уважают и стараются… договориться.
Родственные связи
Вечер, все готовятся ко сну, и вдруг за спиной скрипучие, неспешные шаги. Оборачиваетесь назад, никого нет. Показалось? Но ощущение, что кто-то прошмыгнул совсем рядом. Древние русичи были уверены, что это домовой – двоюродный брат черта. Он спокойно живет в любом помещении, даже где есть иконы. По легенде Господь изгнал Люцифера и его приспешников из Царствия Божия. Но среди изгнанных оказались духи, раскаявшиеся в своих грехах. Тогда Всевышний вернул их на землю и поселил с людьми – все же более комфортно, чем в преисподней.
Домовой не способен причинить зло, но любит напроказить, подшутить, досаждать по мелочам. Если отношения с хозяевами не складываются, бьет посуду, ломает бытовую технику, лишает жилище уюта. Иногда щипает по ночам и крадет мелкие блестящие вещи. Замечали такое? Тогда поругайте шалуна, но не слишком строго, как нашкодившего ребенка, помашите прутиком по углам, так делали в Костромской области. Но потом обязательно в укромном уголке оставьте блюдечко с угощением. И не пытайтесь проследить, кто на самом деле съел ли лакомство – кот или домовой. Верьте в хорошее и все наладится!
Поел и подобрел
Во многих семьях Осетии в первую неделю Нового года, в ночь со вторника на среду, отмечают праздникБынаты Хицау. Раньше в это время приносили в жертву козла, сейчас готовят черную курицу. Ещё пекут пироги и ставят на стол молоко. Глава семьи молится о защите рода и достатке, просит отвести от дома несчастья, и предлагает покровителю очага попробовать угощенья, выключает свет и выгоняет всех родственников на улицу. Гостей не приглашают, не из жадности, а видимо, не мешая духу трапезничать в свое удовольствие. Опять же, задобренный домовой и по хозяйству подсобит, и нехороших людей на двор не пустит. После застолья остатки еды не выбрасывают и не отдают животным, а опускают в реку, чтобы вода унесла все невзгоды.
Своя иерархия
В славянской мифологии черти условно делятся на три категории.
Первая – старейшие и мудрые. Такие особо не вредят, даже иногда помогают – они научили людей кузнечному ремеслу, разожгли первый огонь, изобрели колесо. А еще придумали алкоголь, достижение, конечно, сомнительное, но что ж взять с них, нечистых. Считается, что именно от таких духов произошли волки, сороки и зайцы. Видимо, первым в избытке передали злобность, вторым – вороватость, третьим – трусость.
Вторая категория – бесы-вредители, основная задача которых всячески портить людям жизнь. Тут они непревзойденные мастера и надо отдать должное их богатой фантазии. Могут мелко нахулиганить, например, сломать дверной засов или пересолить суп, а могут и извести пороками, превратив человека в своего раба, потерявшего индивидуальность, честь и достоинство.
И, наконец, не удивляйтесь, есть нежить, восстанавливающая справедливость. Существует легенда, по которой более главный черт заставляет своего младшего соплеменника отслужить 3 года бедняку за украденный кусок хлеба.
Тем не менее, лучше не встречаться ни с кем из них.
Удмурты, ограждая свой дом от неприятных сожителей, втыкали ветки рябины, пихты или можжевельника в оконные и дверные проёмы. Считалось, что нечисть в них застревала и не могла выбраться. Периодически эти обереги сжигали и развешивали свежие.
Вепсы и ненцы отгоняли потустороннюю силу клыками и когтями медведя. Поморы защищали себя поясами со специальным орнаментом. Как и украинцы, они считали, за очерченный круг никакая нечисть пробраться не в силах. Армяне сажали пионы, полагая, что злые духи убираются из тех мест, где растут эти прекрасные цветы. Марийцы отгоняли нечистую силу шиповником и чертополохом.
Кричи или стреляй
Среди ингушей бытует такая легенда: поздно вечером один охотник проходил мимо дома, где справляли свадьбу. Жених с невестой зазвали его отпраздновать с ними радостное событие, посадили в мягкое кресло, вкусно угостили, развлекли песнями. Захотелось гостю выразить свой восторг, да и соблюсти традицию предков! Расчехлил он ружье, и не смотря на уговоры окружающих, выстрелил. А когда дым рассеялся, увидел, что сидит на куче навоза. Оказывается, встретилось ему селение джиннов, отогнать которых можно как раз громкими и резкими звуками.
По поверьям ингушей, джинны, как и люди, живут селениями, женятся, рождают детей, и даже умирают. Обычно они невидимы, но иногда показываются человеку.
У большинства народов Северного Кавказа черт именуется шайтаном, а его собрат джинном. Между джиннами и шайтанами существует разница, хотя она настолько неуловима, что часто оба термина заменяют друг друга. Однако у чеченцев и ингушей джинны делятся на добрых и злых, а шайтаны, как правило, выступают только в отрицательной роли.
Чтоб ты укололся!
Кабардинцы, балкарцы, черкесы и карелы против демонологических существ используют различные металлические предметы с острым наконечником: ножи или иголки. Кладут крест-накрест две иглы под коврик при входе в дом, вбивать снаружи в дверь гвозди в форме треугольника, обращенного вершиной к небу. У окон и вентиляционных отверстий острием вверх устанавливают нож или шило. Считается, что при попытке злых духов попасть внутрь помещения они уколются и непременно убегут.
Железная подкова приносит не только благополучие, но и защищает от потусторонних жителей. А если нашли ее на дороге, точно к деньгам!
Существует почти интернациональная легенда: к кузнецу явился дьявол в облике лошади и стал соблазнять мастера на черные дела. Но тот не поддался и, более того, подковал “рогатого”, а чтобы нечистый помнил науку, больше в кузню показываться не смел, на ворота повесил подкову. С тех пор стали люди прибивать их на двери своих домов, отпугивая нежить. Только защищаясь, вешайте подкову рогами вниз, а приманивая удачу и благополучие – вверх. Либо все вывалится, либо – привалит, выбирайте сами.
Предупрежден – значит вооружен
В якутских преданиях есть “четырехглазая” собака с белыми пятнами над веками. Считается, она обладает особым чутьем, способна видеть всевозможных злых существ и оберегать хозяина. Где бы ее только приобрести…
Впрочем, другие животные тоже хорошо видят и ощущают потустороннюю силу, защищают от нее свою территорию, а заодно и нас предупреждают о появлении незваных гостей. Наверняка замечали, как кошка застывает, смотрит в одну точку. А потом бросается в пустоту, а собака ни с того, ни с сего начинает лаять. В это момент якуты сразу трижды плюют в левую сторону и резко рассекают воздух ладонью, вывернутой наружу. И правильно делают, ведь национальные злые духи Абаасы (Абасы), до того вредоносны, что могут даже заходить в святые места. Невидимы они до тех пор, пока не захотят показаться человеку, и тут уж принимают любой облик. А еще внезапно появляются и исчезают. По поверью, к вечеру дети обязательно должны собирать игрушки во дворе и дома, иначе ночью придут детеныши абаасов и начнут развлекаться с куклами да машинками и навлекут на ребятишек разные недуги, в общем, с малолетства приучают к порядку. Защищаются от них откупом или оберегом в виде солнца.
Верить или не верить в нечистую силу – личное дело каждого. Наши многонациональные предки не сильно ее боялись, скорее, развлекались, в любой ситуации полагаясь на смелость, хитрость и смекалку.
Кристина Зюганова
Источник: kavpolit.com