Вашингтон пока не хочет видеть Тегеран за столом переговоров
Россия настаивает на расширении формата «четверки» по Сирии. Четырехсторонняя контактная группа по урегулированию в Сирии, состоящая из глав внешнеполитических ведомств России, США, Турции и Саудовской Аравии, должна быть расширена в первую очередь за счет представителей Египта, Ирана и ОАЭ.
Если эти страны представлены не будут на следующем заседании по урегулированию кризиса в Сирии, запланированном на 30 октября, то Россия может отказаться присутствовать на нем. Об этом «Известиям» сообщил российский дипломатический источник.
При этом, по словам источника, на прошедших переговорах «четверки» 23 октября в Вене российскому главе МИДа Сергею Лаврову удалось склонить госсекретаря США Джона Керри к необходимости подключения и других сторон.
После переговоров Лавров заявил о бесперспективности сирийского урегулирования без участия Ирана.
— Соглашаясь на этот формат, мы сказали, что убеждены в бесперспективности попыток создать без участия Ирана такой внешний круг сирийского урегулирования, — заявил Лавров. Сегодня глава МИДа еще раз отметил необходимость участия Ирана в переговорах по Сирии.
Керри, в свою очередь, после встречи 23 октября допустил вероятность такого рода расширения формата.
Участившиеся телефонные переговоры Лаврова с представителями США, Саудовской Аравии, Египта и Ирана могут говорить о том, что разногласия по поводу участия других сторон во внешнем урегулировании ситуации в Сирии сохраняются.
По мнению старшего преподавателя кафедры истории Ближнего Востока ИСАА МГУ Павла Шлыкова, реализацию идеи России о расширении формата тормозят активные споры по форме и содержанию борьбы с ИГИЛ, форме и участию тех, кто не составляет коалицию США. Однако если компромисс по этому вопросу будет достигнут, то формат переговоров станет приемлемым для Москвы.
— Объективно, что Иран вовлечен в процессы, происходящие в Сирии. Очевидно, что Россия хочет видеть Иран как своего главного союзника на переговорах. Но здесь и фактор Турции, и фактор США играет свою роль, которые не приемлют тот формат кампании в Сирии со вступлением туда России, — считает Шлыков. — Иран является ведущим субъектом той кампании, которая проводится в Сирии, в том числе и Россией. Достаточно упомянуть, что Корпус стражей исламской революции активно воюет на территории в Сирии в кооперации с российскими войсками. Этот факт необходимо учитывать при строительстве военного сотрудничества и политического процесса в сирийском урегулировании.
С ним согласен эксперт петербургского Центра изучения Ближнего Востока Дмитрий Павлов. По его мнению, участие Ирана в этом формате оправданно, потому как страна вовлечена в конфликт в Сирии. Иран, по сути, ведет гибридную войну в Сирии.
— Там представлены иранские военные, иранские советники имеют огромное давление на движение «Хезболла». Иран ведет прямое столкновение с ИГ на территории Ирака, где иранские формирования, регулярные и сформированные из шиитских добровольцев, не дают расшириться территории, подконтрольной ИГ. За годы конфликта Иран стал одним из важнейших региональных игроков, даже больше чем Турция. Естественно, его участие в урегулировании абсолютно оправданно, — считает Павлов.
Однако в Вашингтоне еще не готовы признавать свои ошибки.
— Главным фактором, препятствующим появлению Ирана на авансцене урегулирования ситуации в Сирии, является США. Несмотря на потепление после частичного снятия санкций с Ирана, дальнейшая легализация Ирана уже является фактором за красной чертой с точки зрения американского истеблишмента. Ведь тем самым им пришлось бы признать поражение в 10-летнем противостоянии с Тегераном. А как следствие — полное снятие санкций и признание Ирана как одного из респектабельных участников клуба региональных держав, — сказал Павлов.
О том, что среди участников обсуждения ситуации в Сирии остаются противоречия, свидетельствует и информация о встрече представителей ряда стран 27 октября в Париже.
На прошлой неделе министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус объявил, что там соберутся несколько его коллег — представители западных и арабских стран, в том числе из Германии, Великобритании, Саудовской Аравии и США, — чтобы обсудить сирийский кризис. Отвечая на вопрос, будет ли принимать участие в переговорах в Париже его российский коллега Сергей Лавров, глава французской дипломатии сказал: «Нет, я не думаю». Также не пригашены в Париж и представители Ирана.
— Представителей России не звали на переговоры по Сирии в Париж 27 октября и не информировали, что такая встреча планируется. Я про эту встречу не слышал, признаюсь, — заявил Лавров.
Татьяна Байкова
Источник: izvestia.ru