22 сентября 2015 года в Москве была подписана серия документов о сотрудничестве России и Кубы. Москва предоставит Гаване кредиты на финансирование строительства и модернизацию ряда промышленных объектов. Однако это лишь часть стратегии возвращения России в Латинскую Америку.
Подписанные в Москве с участием министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Рогозина документы обеспечивают финансированием три основных объекта — металлургический завод Antillana de Acero и тепловые электростанции Maximo Gomez и Habana del Este. Соглашение предусматривает модернизацию и расширение металлургического завода, начавшего работу еще во времена диктатора Фульхенсио Батисты, а также строительство четырех энергоблоков ТЭС, три — на Habana del Este, один — на Maximo Gomez.
Модернизация завода обойдется в 100 миллионов долларов, строительство четырех новых блоков — почти в 1,2 миллиарда евро. Таким образом 1,3 миллиарда пополнят российский промышленный экспорт. Энергоблоки ТЭС построят до 2024 года, модернизации металлургического завода потребуется около 4 лет.
Подписанные документы важны и для Москвы, и для Гаваны. Для Кубы модернизация металлургического завода означает возможность сохранения доли на региональном рынке литья и проката. Ранее кубинские стали и сплавы поставлялись в Венесуэлу, Доминиканскую Республику, Колумбию, на Багамские острова, Ямайку и в Панаму, а также в некоторые другие страны региона.
Строительство четырех энергоблоков ТЭС суммарной мощностью 800 мегаватт позволит Гаване заменить значительную часть мощности электростанций советской постройки, уменьшив расход энергоносителей. Причем, в отличие от большей части кредитов советского времени, подписанные в Москве соглашения основаны на вполне прозрачной оценке их экономической эффективности, что значительно повышает шансы на возврат средств.
Дмитрий Рогозин и кубинский вице-премьер Рикардо Кабрисас
Фото: @Rogozin
Вертолетозависимость
Еще одной «точкой входа», очевидно, может стать обслуживание, ремонт и модернизация авиатехники советского/российского производства, в том числе вертолетов. Численность парка российских вертолетов в регионе растет — с 385 единиц в 2011 году до 409 на начало 2014-го. Центр техобслуживания и ремонта, который должен быть построен «Вертолетами России» на Кубе, понятно, будет заниматься не только относительно небольшим кубинским авиапарком, но и пользователями советской вертолетной техники по соседству — как в Карибском бассейне, так и на континенте.
Основная российская машина в Латинской Америке, как и везде, — Ми-8/17 во множестве вариантов, от гражданских Ми-171, до транспортно-боевых Ми-171Ш. Ряд стран на континенте используют также вертолет Ка-32 — для борьбы с природными и техногенными пожарами, строительно-монтажных работ и транспортировки грузов на внешней подвеске.
Ми-8
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Наконец, Перу и Мексика располагают и сверхтяжелыми Ми-26. Объем регионального рынка ремонта и обслуживания советских и российских вертолетов всех типов оценивается в десятки миллионов долларов ежегодно, и пока эти средства в значительной мере проходят мимо российских поставщиков соответствующих услуг (за исключением закупок запчастей). «Фирменный» центр техобслуживания даст России на этом рынке если не решающее, то весьма весомое преимущество перед местными организациями, занятыми в этой сфере, облегчив, помимо всего прочего, и поставки новых машин.
С учетом того, что рынок новой техники близок к затовариванию, активная работа в секторе ремонта и модернизации — один из главных факторов дальнейшего развития российского военного экспорта. Численность парка российских машин в регионе все равно продолжит расти — за счет ВВС и флотов гражданских авиакомпаний новых партнеров России (таких, как Бразилия и Аргентина).
Сторожа канала
Одной из наиболее серьезных заявок на возвращение в большой латиноамериканский пасьянс в 2015 году стал трехдневный визит министра обороны России Сергея Шойгу в Венесуэлу, Никарагуа и на Кубу — самая дальняя его поездка в качестве главы военного ведомства.
С Никарагуа было подписано соглашение об использовании портов страны российским флотом. Теперь наши корабли смогут посещать два крупнейших порта Никарагуа — тихоокеанский Коринто и расположенный на восточном побережье Блуфилдс — в уведомительном порядке.
Кроме того, важность Никарагуа определяется строительством там канала, альтернативного Панамскому. Основные исполнители контракта стоимостью в сорок миллиардов долларов — китайские компании, однако сообщалось, что Россия примет участие в создании нужной инфраструктуры.
Один из первых объектов этой инфраструктуры — построенный в Никарагуа российскими специалистами топографический центр, укомплектованный российским же оборудованием. Наконец, Россия может взять на себя функцию охраны строительства канала и воздушного пространства над ним.
Дежурная альтернатива
Все три направления сотрудничества России со странами региона — модернизации промышленности и энергетики, поставки и ремонт авиатехники и другого оборудования, участие в крупнейших национальных и международных проектах — используют ключевой российский козырь. Москва представляет собой альтернативу США, чья популярность в регионе сильно различается как между странами, так и в обществе внутри этих стран, а сотрудничество с Вашингтоном налагает на партнеров серьезные ограничения.
Россия, способная предложить варианты взаимодействия практически по всем темам, не покушаясь на суверенитет партнера, имеет шансы «сорвать банк», значительно увеличив объемы промышленного экспорта в регион в обозримом будущем. Подписанные с Кубой соглашения позволят проверить эту концепцию на практике, и если она заработает, результат может быть впечатляющим — как по сумме доходов, так и по приобретенному политическому весу в традиционно чужом регионе.
Илья Крамник
Источник: topwar.ru