Политические ток-шоу, пожалуй, единственное, что ещё привлекает нашу продвинутую телеаудиторию на ночь глядя. Но и здесь к их создателям и ведущим немало вопросов. И первый из них – насколько передача срежиссированна, насколько на насущные вопросы зритель может получить вразумительные ответы, насколько сам разговор интересен ему, а собеседники убедительны.
Прочла когда-то очень страшную книжку англичанина Йена Макьюэна «Невинный». Сюжет в ней разворачивается вокруг того, что в послевоенном Берлине 50-х годов американские и английские военные специалисты затеяли сложный, начиненный подслушивающими устройствами подкоп под владения советской военной администрации. Главный герой, соплеменник автора, весьма вял и безынициативен. Его американский шеф, напротив – умеет делать всё добротно и основательно, очень смел и мог быть идеальным начальником, если бы не некоторые… диктаторские замашки. Они-то его и подвели.
Отчего они так видны в этом, на самом деле, незаурядном американском характере? Да оттого, что после преодоленной Великой депрессии и участии в победе над Гитлером американцы вернули себе образ и самоощущение «отличных парней», и это помогло не только им самим, но и всей их большой стране. Жаль только, что парни перестарались в создании имиджа. Золотую медаль, полученную в юном возрасте, нужно всё время подтверждать умственными усилиями.
В последнее время это стало очень заметно: замашки у американцев есть, а подтвердить право на диктат не получается. Сильный идёт на любые риски, а вот США – что неслыханно некрасиво – отказались принять военно-политическую делегацию РФ.
Хорошо ещё, что американские военные догадались «спасти лицо» государства переговорами о взаимной безопасности российских и американских летчиков и вот только что карту с расположением позиций боевиков ИГ, запрещённого в РФ, передал России бывший президент США Джимми Картер.
Но всё равно враждебная России и по-глупому негостеприимная акция властей США – это уже факт истории, как и то, что несколько лет назад по ложному навету Ливия, Ирак и другие страны с «неправильной» формой правления были растерзаны государствами с «правильной» формой.
Не будем себя обманывать: ни территории, ни народы не интересуют современных «цивилизованных» диктаторов, они смотрят глубже – в недра.
Цивилизация замрёт, да и поток финансов иссякнет, если не будет авиационного керосина и бензина для прочих моторов, а также мазута – производных нефти. Все конфликты возникают там, где есть месторождения, всё остальное – только поиск или моделирование стран-союзников. Но антураж вокруг главной цели создается замысловатый, и определяющим словом в этой стратегии становится демократия, которую следует насаждать во что бы то ни стало. Совсем скоро, просто вот-вот, станут явными противниками «правильных» стран и, соответственно изгоями, «нетолерантные» восточноевропейские государства – члены ЕС. Причина на лицо – их нежелание принимать потоки беженцев из Азии и Африки. Во-первых, это дорогое удовольствие для правительств небогатых стран, во-вторых, многие беженцы уже успели заявить о себе как о белоручках, которые не желают работать и собираются жить на социальные пособия. Дошло до того, что немецкие школьники, воспитывающиеся в духе толерантности, приходят в общежития менять им постельное бельё.
До 30 сентября 2015 года – дня, когда в небе Сирии по просьбе сирийского правительства началась операция ВКС России, все эти события происходили вроде бы далеко от наших пределов. Теперь Ближний Восток стал настолько «ближним», что российская аудитория имеет право знать гораздо более подробно, почему и как там всё происходит. Простой пример: почему один явный диктатор (от слова «диктовать») – США – навязывает всему миру своё мнение о Башаре Асаде, личность которого Штаты не устраивает и именно поэтому они во всем поддерживают агрессивную оппозицию. В конце концов, кто такой Башар Асад? В чем этот человек провинился перед человечеством?
Ждать перед телевизором, чтобы с экрана внятно прозвучали ответы на эти самые простые вопросы, пришлось долго. Хотя политические шоу и их опытных ведущих на телевидении достаточно: это и Владимир Соловьёв, и Евгений Попов (Россия-1), и Пётр Толстой (Первый канал), и Роман Бабаян (ТВЦ) и др.
События последних лет в мире превратили их буквально во властителей дум, которые ещё и не каждому дадут высказаться, особенно если участники программы имеют особую точку зрения, отчего зритель, по русскому обычаю, немедленно начинает жалеть обиженного и им интересоваться.
Однако, к Сирии. Вообще-то Башар Асад, только что отметивший 50-летие, сын предыдущего президента, генерального секретаря национального руководства партии арабского социалистического возрождения Баас (просирийская фракция) Хафеза Асада, – по профессии врач-офтальмолог. У него красавица жена Асма, папа которой – известный британский врач-кардиолог, а у самой Асмы двойное гражданство – британское и сирийское, да и познакомилась пара в Англии, где Башар учился в ординатуре по своей медицинской специальности. После гибели старшего брата именно ему стали прочить пост президента республики после смерти отца. Хафез Асад скончался в 2000 году, и Башар ступил на политическую стезю.
У нынешнего президента Сирийской республики есть как поддержка народа (ещё бы не поддерживать, если и в без того процветавшей стране были ещё и такие достижения, как бесплатная медицина и бесплатные лекарства, о чём недавно рассказала в своём убедительном фильме о сирийских беженцах бесстрашная хрупкая девушка – журналист ВГТРК Анастасия Попова), так и политические противники – оппозиция. Беда в том, что оппозицию поддерживают извне. В последние годы Сирия стала ареной борьбы разнообразных группировок, из которых самая опасная – ИГ, запрещенная в России террористическая организация.
Ни в чем предосудительном Башар Асад не замечен. Было когда-то химическое оружие на территории страны, но благодаря известному предложению президента России Владимира Путина этого оружия там уже давно нет. Случился ещё, правда, момент в правление известного «интеллектуала», президента США Джорджа Буша-младшего в начале 2002 года, когда он сотоварищи изобрёл «ось зла», куда включил Иран, Ирак и КНДР; чуть позже дипломаты Джон Болтон и Кондолиза Райс добавили к списку Кубу, Ливию, Беларусь, Зимбабве, Мьянму и Сирию. Но ведь это проблемы не перечисленных стран, а Джорджа, Кондолизы и Джона. Не так ли?
И вот, наконец, ведущий «Воскресного вечера с Владимиром Соловьёвым» в своей манере, как бы между прочим, задал своим гостям давно ожидаемый вопрос об отношении Соединённых Штатов Америки к сирийскому президенту: «Он что, нахамил им?»
– Нет, – ответил Соловьёву участник обсуждения, замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Суслов. – Это вопрос политического престижа.
И объяснил собравшимся, что Барак Обама целых четыре года осуждал Башара Асада, а теперь вроде как неловко отступать. Кроме того, большую проблему представляли для Штатов союзнические отношения Сирии с ненавидимым за страсть к излишней независимости Ираном. Теперь «иранская проблема» решается, и о Башаре Асаде за океаном уже стали говорить как о возможном партнере в борьбе с ИГ. (Но всё равно, добавим, американцы и их партнеры деловито и бесцеремонно по отношению к сирийским избирателям обсуждают уход Асада из политики).
Вот так. От нескольких точных слов политолога страшная сказка о кровавом диктаторе, разраставшаяся и множившаяся благодаря чисто литературной страсти сонма западных журналистов к fiction, выдумке, а вовсе не к точности вмиг разрушилась и аннигилировалась, словно кровь привязчивых призраков в фильме Тарковского «Солярис».
Точно так же исчезли из мирового эфира и сообщения об упавших на территории Ирана «каспийских» ракетах России. Об этом – с большим умением дискутировать – рассказала в большом интервью телеканалу «Россия-24» официальный представитель МИД РФ, директор Департамента информации и печати министерства Мария Захарова. Где взрывы – ведь ракеты не могли просто так исчезнуть? Где спутниковые снимки? Где доказательства падения ракет? – задавала она точные вопросы оппонентам, указывая на их очевидный непрофессионализм.
Побывала Мария Захарова и на «Воскресном вечере» у Владимира Соловьёва. Здесь от неё досталось постоянному гостю Владимира Рудольфовича, российскому и американскому политологу Николаю Злобину. «А вы знаете, – спросила Мария Владимировна Николая Васильевича, – что МИД России провёл ряд встреч с сирийской оппозицией? Нет? Советую почитать об этом на официальном сайте Министерства иностранных дел».
Политические ток-шоу обожают держать своих почитателей в напряжении. Там иной раз такой крик поднимается (даже когда Жириновский на каникулах), что вот-вот за чубы схватятся.
А зачем кричать? Надо только уметь тихим голосом, элегантно и изящно излагать факты и доказывать свою правоту, как это умеют делать женщины-участницы: Мария Захарова, Наталия Нарочницкая, Вероника Крашенинникова и другие.
Тема диктата, причём диктата совершенно необычного, заинтересовала ведущего телепередачи «Время покажет» Петра Толстого. Не так давно у него в студии обсуждали весьма неудобную для обсуждения проблему мигрантов, которые, как выясняется, стараются насадить на «новой родине», странах западного мира по обе стороны Атлантического океана, свои старые привычки и правила. Это как раз то самое явление, о чём давно предупреждали Запад умные люди, в частности, всемирно известная итальянская журналистка Ориана Фаллачи в своей довольно спорной книге «Ярость и гордость», читать которую, однако, без содрогания невозможно. Ориана не дожила до массовой миграции в Европу, которую мы наблюдаем в последние годы, но ей достаточно было и того, что она уже увидела как в образе жизни «новых сограждан» в родной ей Флоренции, так и во время событий сентября 2001 года в Нью-Йорке.
В студии Петра Толстого, который ведёт себя в строгом и серьёзном стиле «Не могу молчать», назывались факты вроде бы обыденные. Но если их не замечать в духе вроде бы новоявленной, но уже многими проклинаемой европейской толерантности, дело зайдет очень далеко и вернуть старую добрую Европу в привычный, тёплый, свободный буржуазный мир станет невозможно. Например, как рассказал Пётр Толстой, в этом году в Париже вряд ли будет больше одной новогодней ёлки (которую установят под пока ещё надёжной защитой собора Нотр Дам де Пари – Парижской Богоматери). Почему? Потому что весёлое празднование Нового года противоречит мусульманской традиции. Но Париж ведь, кажется, не мусульманский город? Да, но… Но как же ослушаться новых сограждан?
Дальше – больше. И вот уже некоторые европейские футбольные клубы удаляют с эмблем крест, как символ, чуждый исламу. Некоторые магазины перестают торговать свининой. Мусульманские родители требуют вообще запретить в школьных столовых сосиски, содержащие свиное мясо. И европейцы слушаются, слушаются, слушаются… А вот в Канаде решились и «поставили крест» на требованиях новоселов с Востока.
О том, как поступать, не поступаясь собственными принципами и соблюдая уважение к непрошенным, в общем-то, гостям, и говорилось на передаче «Время покажет». И к наиболее сильному выражению, которое прозвучало в студии из уст первого заместителя председателя комиссии по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания РФ Франца Адамовича Клинцевича, стоит прислушаться. Он сказал:
– Мигранты – новое оружие.
Уж раз набралось столько фактов о разнообразном диктате и диктаторах, наверное, стоит упомянуть и о «диктаторах» на самом телевидении.
Это те невидимые миру люди, которые командуют составлением программ. Именно они превращают нас в полуночников, хотя их же передачи о здоровье велят всем спать по восемь, ну пусть по шесть часов в сутки. Всё самое по-настоящему интересное, а не пошлое «кроваво-развлекалово», начинается на любом канале в десять-одиннадцать часов вечера, а заканчивается соответственно во втором часу ночи.
В этой связи мне невольно вспомнился мой покойный муж, Он был много старше меня, любил кофе со сгущённым молоком. Мальчику, росшему во время войны в далекой белорусской деревне среди болот, сгущёнка казалась немыслимым лакомством. Весёлый, умный и обаятельный в лучшие минуты, он умел делать всё по дому и кофе тоже научился варить прекрасно. И единственное, что мешало моему избраннику стать идеальным супругом, – диктаторские замашки. Однажды к нам пришла в гости моя подруга. Муж смолол кофе.
– Я тебе со сгущённым молоком сделаю! – крикнул он гостье из кухни.
– Нет-нет, Вадим, спасибо, я такой не пью, – смущённо ответила Нина.
– Ты ничего не понимаешь, – продолжил муж дискуссию.
– Ну как это? – затрепетала Нина. – Что-то ведь понимаю…
– Нет, ты будешь пить кофе со сгущённым молоком, – сказал супруг и заставил-таки мою подругу поступиться принципами.
Диктат он и есть диктат – что в быту, что в мировом масштабе. Вот только жить под ним приходится нам с вами. А уж терпеть или нет – каждый решает сам для себя.
Татьяна Корсакова
Источник: stoletie.ru