Слепое правосудие

By admin Oct 27, 2015

Закончилось следствие по делу незрячего подростка, который девять месяцев сидит в СИЗО

Почти год инвалид по зрению Марк Яворский находится в следственном изоляторе Армавира. Юношу обвиняют в убийстве двух бездомных, следствие закончено и дело передано в суд. Яворского заключили под стражу, несмотря на тяжелое заболевание и наличие алиби. На момент заключения у Яворского было 0,05% бокового зрения, сейчас — 0,03%, и оно продолжает падать. «Йод» узнал подробности этой истории.

Сейчас Марку Яворскому 17 лет, он потерял зрение два года назад. «Сын был спортсменом, вернулся с соревнований из другого города, проснулся и сказал, что один глаз не видит. Врач поставил диагноз „частичная атрофия зрительных нервов с выпадением центральных полей зрения“. Через две недели ослеп второй глаз. Марк может видеть боковым зрением только очертания предметов на расстоянии двадцати сантиметров. Такую болезнь нельзя вылечить, можно только контролировать и пытаться сохранить остатки зрения. В условиях СИЗО этого сделать невозможно. Кроме того, без постоянного наблюдения врачей у сына начались гипертонические кризы, я боюсь за его жизнь», — говорит мать подростка Оксана Яворская. Мальчик тяжело переживал потерю зрения, но закончил школу и поступил в колледж, выбрал специальность «социальный работник».

В январе 2014 года Яворский вместе с подругой Яной пошли в заброшенный санаторий «Москва». «Марк старался жить, как и все дети в его возрасте. Занимался спортом, встречался с девушкой, изучал окружающий мир», — говорит Оксана Яворская.

Марк Яворский • Фото: со страницы Марка ВКонтакте

По словам матери, в санатории юноша познакомился с компанией взрослых бездомных. Они рассказывали Марку о своей тяжелой жизни, а будущий соцработник приносил им еду, теплые вещи, медикаменты. Через несколько дней после знакомства Яворский и Яна снова пошли в здание санатория. Один из бездомных Валерий Шулико (43 года) взял из кошелька Яны 80 рублей. Марк возмутился, объяснил Шулико, что красть нехорошо. Другие бездомные начали кричать, что Шулико и раньше воровал у своих и стали избивать его. Потом бездомный Максим Корниенко (28 лет) предложил изнасиловать Яну. Яворский дал Корниенко пощечину. Тогда бездомные набросились на Корниенко и стали бить его. Они то набрасывались с побоями на Шулико и Корниенко, то оставляли их в покое. По словам Яворской, Марк не принимал участие в потасовке, а в девять вечера уже был дома, это зафиксировала видеокамера магазина напротив.

До утра следующего дня Яворский находился в своей квартире и разговаривал по мобильному телефону, этот факт также подтвержден данными биллинга, который провело следствие по ходатайству адвоката защиты. На следующий день Яворского арестовали по подозрению в убийстве. Корниенко и Шулико скончались от побоев. «По данным медицинской экспертизы, бездомные умерли в четыре часа утра от тяжелых повреждений, которые им нанесли за три-четыре часа до этого. В это время Марк уже был дома», — говорит адвокат Яворского Алим Таукенов. После ареста Марка отправили в СИЗО. «Заключение Марка Яворского под стражу — нарушение постановления правительства РФ от 11 января 2011 года. Подозреваемого с таким заболеванием нельзя помещать в СИЗО. Суд избрал подобную меру пресечения, потому что Яворский „может сбежать или оказать влияние на следствие“. Следствие не приняло во внимание тот факт, что у тяжело больного подростка есть постоянное место жительства, родители, которые о нем заботятся, он учится и никогда раньше не нарушал закон», — говорит адвокат.

Пикеты около сочинского СК с требованием освободить Марка • Фото: Константин Антишин

Таукенов говорит, что по версии следствия, Яворский принимал участие в избиении и даже руководил процессом. Следствие основывает свои выводы на показаниях бездомных Александра Афонина и Андрея Козлова. Они принимали участие в драке и их тоже обвинили в ст.111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевших»). Другие бездомные, которые проходят по делу как свидетели, тоже говорят, что зачинщиком драки был Марк.

«Я не знаю, зачем Марк связался с этой компанией, почему не ушел сразу после того, как началась драка. Он подросток, который недавно пережил большое потрясение — потерю зрения, и, наверное, не сумел правильно сориентироваться в этой ситуации. Невозможно поверить, чтобы 16-летний почти слепой парень мог убить двух взрослых мужиков. Марк никогда не привлекался к уголовной или административной ответственности, а другие обвиняемые уже сидели за аналогичные преступления», — говорит Оксана Яворская.

Адвокат Таукенов рассказывает, что следователи давили на подростка, чтобы он признался в убийствах. Они обещали, что после суда Яворский, как инвалид, сразу выйдет на свободу. Юноша отказался признаваться в преступлении. Он сказал, что никого не убивал и уверен, что суд примет справедливое решение.

Ахмат Глашев, другой адвокат Марка Яворского, говорит, что расследование дела велось с обвинительным уклоном, следствие так и не смогло представить прямых доказательств совершения им этого преступления. «Вину Яворского и причастность к совершению вменяемого ему преступления доказать не удалось. На подростка оказывалось психологическое давление, что, прежде всего, заключается в том, что ему не предоставили своевременную медицинскую помощь, что привело к серьезным нарушениям его здоровья. По международным стандартам (да и по российским) это все можно расценивать, как пытки. Доказательства, собранные такими методами и с нарушением норм УПК РФ, являются недопустимыми, согласно ст. 75 УПК. Не понятно, почему Яворского все еще нужно держать в СИЗО, а нельзя поместить под домашний арест или в стационар? Предварительное следствие завершено, все доказательства собраны, в таком состоянии он ни на свидетелей не может надавить, ни скрыться от суда! Здесь мы имеем явное нарушение ст. 108 УПК и Конституции РФ, которая гарантирует право на жизнь (ст. 20) и здоровье (ст. 41)».

Дмитрий Гудков, депутат Государственной думы: Судя по тому, что я знаю об этом деле, Яворского обвиняют в том, чего он не совершал. Я направил неделю назад депутатский запрос во ФСИН России. С точки зрения закона, его не могут с такой инвалидностью держать в СИЗО.

Состояние здоровья Яворского в СИЗО стремительно ухудшается: из-за гипертонических кризов у подростка отнимаются ноги. «Несколько раз его отправляли в отделение с усиленной охраной, потому что поступила информация, что слепой Яворский хочет сбежать», — говорит член ОНК Краснодарского края Марина Романова. По её словам, в СИЗО Яворскому помогают другие подозреваемые, они хорошо к нему относятся. Следствие уже закончено, в ноябре начнутся судебные заседания по существу дела. «С таким заболеванием по закону его нельзя отправлять в места заключения, даже в случае обвинительного приговора, но суды обычно эту норму игнорируют», — говорит Романова.

Следственное управление Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю комментарии оперативно не предоставил.

Дарина Шевченко

Источник: yodnews.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply