Последние несколько месяцев были до предела насыщены событиями. Операция ВКС РФ в Сирии, Владимир Путин в ООН, беженцы в ЕС. Да и Украина нет-нет, да напомнит о себе. А между тем на планете в полный рост бушует стихийное бедствие, которое уже затронуло миллионы человек.
Горят леса Индонезии. Площадь возгорания чудовищна. С огнем борется более 20 тысяч человек, операция по обузданию огненной стихии уже переросла в международную. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Пожары в южной части острова Суматра начались еще в августе. По официальной версии они начались в результате целенаправленных поджогов. Местные крестьяне расчищают землю под хозяйственную деятельность, поджигая местную растительность. Никаких естественных причин, спасибо людям.
Первое время власти старались решить проблему своими силами. Подобные пожары для Индонезии не в новинку. То же самое было в 2013. Тогда, правда, властям удалось совладать с огнем. А вот в 2006 году, например, пришлось звать на помощь Россию.
В этом году, возможно, тоже удалось бы справиться без помощи извне, но слишком жаркая погода вкупе с сильным ветром привели к быстрому распространению пожаров. Обильные ливни, которые ожидались в начале октября, не пролились. Проблема стала выползать за пределы возможностей одной страны.
К концу сентября ситуация стала походить на критическую. Очаги возгорания уже не только на Суматре. Огнем охвачены некоторые районы Калимантана, начались пожары на Сулавеси и в провинции Папуа. Дым от пожаров накрыл не только Индонезию, но и соседние Малайзию и Сингапур. Досталось даже Таиланду.
Произошедшее второго октября землетрясение тоже не улучшило положения. Толчки были несильные, около 5.5 балла. Сведений о разрушениях и жертвах нет. Но на фоне непрекращающихся пожаров дополнительные стихийные бедствия действуют деморализующее. Седьмого октября правительство Индонезии окончательно решило, что своими силами справиться не получится.
Но момент был уже упущен. Только на одной Суматре к началу октября насчитывалось около 1800 очагов возгорания. Так или иначе, пострадали от пожаров 28 миллионов человек, а 435 тысяч получили легочные заболевания. Экономический ущерб составил без малого 50 миллиардов долларов США.
Для борьбы с огнем требовалась техника. В первую очередь — авиация. На момент начала операции в наличии было лишь семь вертолетов, каждый из которых мог взять на борт только 500 литров воды, и 4 легкомоторных самолета. Министерство обороны Сингапура предоставило 40 человек военнослужащих и вертолет «Чинук», способный поднять до 5 000 литров воды. Малайзия отправила на помощь противопожарный самолет «Бомбардье». Неплохой самолет, способный за 12 секунд обрушить на землю до 6 тонн воды. Япония помогла химическими реагентами, свой самолет для борьбы с пожарами ненадолго пригнала Австралия.
Однако это не помогало. В Индонезии начали закрываться школы и детские сады. Выгорело 1,7 млн га территории, пострадали 18 из 31 провинций Индонезии. К тому же австралийцы были вынуждены отозвать свой самолет из-за сложной ситуации с пожарами у себя в стране, а Малазийский «Бомбардье» отправился на техобслуживание.
Двадцатого октября представитель индонезийского международного центра исследования лесного хозяйства Генри Пурномо заявил, что пожары продлятся до января будущего года. В тот же день стало известно, что Россия направляет в район бедствия два самолета Бе-200ЧС.
Созданный в современной России самолет-амфибия Бе-200 является уникальной машиной. В режиме глиссирования, касаясь поверхности воды только задней частью корпуса, Бе-200 набирает 12,5 тонн воды, которую можно как вылить из всех восьми баков разом, так и распылять последовательно.
С 2003 года эти машины используются для тушения пожаров как в России, так и за рубежом. В 2006 году эти самолеты уже появлялись в небе над Индонезией. Тогда российская техника прекрасно показала себя во время тушения пожаров. Не ударили в грязь лицом и в этот раз.
Прибыли самолеты 21 октября. На следующий день началась работа.
Только за 22 октября российские экипажи совершили 51 «сброс», а это почти 640 тонн воды. С 23 октября появились сведенья о постепенном возобновлении работы школ в удаленных от пожаров районах Индонезии. Правда, пока без занятий на открытом воздухе. Однако ситуация все еще остается сложной. Как сообщил пресс-атташе посольства России в Республике Индонезия Николай Карапетян, операция продлится еще месяц.
Так вот незаметно, без громких заявлений и красочных церемоний российские спасатели вновь оказались в самом горячем месте. И это не удивительно. Внешняя политика России остается ориентированной на поддержание мира и порядка. Но только на реальное, непоказное поддержание. Такое, как в Индонезии, где уже пятый день работают наши спасатели, хотя об этом мало кто слышал.
Илья Новицкий
Источник: cont.ws