Президент поддержал кредо Сечина и объяснил, что внутренние расчеты в иностранной валюте недопустимы
Игорь Сечин во вторник отпраздновал громкую победу над главой Минфина Антоном Силуановым. На заседании комиссии по развитию топливно- энергетического комплекса (ТЭК ) Владимир Путин публично поддержал позицию главы “Роснефти”, заявив, что к дополнительной нагрузке на отрасль нужно относиться предельно аккуратно, и деньги нужны нефтяникам для реализации собственных инвестпрограмм.
Напомним, что первоначально Минфин хотел изъять у нефтяников 600 млрд руб для нужд федерального бюджета, потом запросы снизились до 200 млрд руб. Но теперь, похоже, и эта сумма под большим вопросом …
На совещание по ТЭКу в Кремль пригласили всех, кто имеет хоть какое-то отношение к добычи энергоресурсов – будь то нефть, газ или уголь. Рядом с Путиным во главе стола поместился глава “Роснефти” Игорь Сечин, а следом вперемешку с чиновниками – основные фигуранты списка “Форбс»: Вагит Алекперов, Владимир Богданов, Андрей Бокарев, Михаил Гуцириев, Александр Дюков, Леонид Михельсон и другие знакомые лица. Не было только Алексея Миллера, но по уважительной причине. Глава “Газпрома” отправился в республику Коми на сварку первого стыка газопровода “Ухта-Торжок-2”, о чем он лично доложил Владимиру Путину по видеосвязи.
По словам Миллера, этот газопровод необходим для реализации более крупного экспортного проекта “Северный поток-2”, по которому Россия после 2019 года будет поставлять в Европу еще 55 млрд кубов “голубого топлива”. 970 километров труб предстоит проложить с полуострова Ямал до южного берега Финского залива, а оттуда по дну Балтийского моря до границы с Германией.
– Это будет самый современный газопровод в мире! – пообещал Путину г-н Миллер. Первый шов сварили прямо на глазах у президента, после чего разговор об экспортных возможностях российского ТЭКа и новых тенденциях на международных рынках продолжился в Екатерининском зале Кремля.
Путин объявил, что мировая конъюнктура не отличается стабильностью. За год нефть подешевела на 50%, а привязанный к стоимости барреля газ – на 20%.
На рынке твердого топлива кризис развивается с 2011 года: за прошедшее время уголь подешевел на 50%. Потери российского бюджета от падения цен на энергоносители президент предусмотрительно не назвал. Зато подсчитал убытки в чужом кармане. В частности, США на освоении труднодоступных сланцевых месторождений за 5 лет потеряли $ 150 млрд. А за первое полугодие 2015 года – 62 млрд долларов.
В нынешних условиях, заявил ВВП, во всем мире сокращается финансирование сложных проектов, реализация которых была возможна при более высоких ценах на нефть и газ. По подсчетам экспертов, отрасль не досчитается $ 300 млрд инвестиций, предупредил Путин, но российские компании не должны следовать за негативным трендом.
– Это не первый и не последний кризис на мировом рынке! – заявил глава государства, – Важно не потерять горизонт развития и не допустить инвестиционной паузы. Поскольку ТЭК играет ведущую роль в формировании доходной части бюджета, надо стремиться к тому, чтобы дополнительные изъятия из отрасли не привели к сокращению инвестпрограмм энергетических компаний.
Вот так двумя предложениями Путин положил конец затянувшимся спорам между главой Минфина Антоном Силуановым, считавшим необходимым увеличить фискальную нагрузку на нефтяников для сокращения дефицита бюджета, и Игорем Сечиным, уверенным, что этого нельзя делать ни в коем случае. (Напомним, что еще месяц назад президент колебался, и на совещании с членами правительства говорил о том, что экспортерами придется поделиться с государством своими доходами).
Во вторник в Кремле ВВП лишь бегло упомянул, что знаком с аргументацией Минфина. Но доводы г-на Сечина, по всей видимости, оказались более убедительными. “Вопрос финансового обеспечения инвестпрограмм ТЭКа сегодня является ключевым, чтобы он продолжил играть роль одного из локомотивов экономики”, – подчеркнул президент. Он напомнил, что инвестиционные циклы в энергетике являются длительными – принимаемые сегодня решения дадут эффект только через 5-7 лет.
Президент также потребовал прекратить, наконец, использовать иностранную валюту во внутренних расчетах. “Тарифы на перевалку нефтепродуктов и нефти в российских портах напрямую устанавливаются в долларах США или номинируются в них системе он-лайн. Это противоречит действующему законодательству. Я не понимаю, куда смотрят контролирующие органы!” – возмущался ВВП.
Что касается международной торговли, то национальная валюта, по мнению президента, должна более широко использоваться в операциях с теми странами, которым Россия продает нефть и газ. “Нужно начать комплексную проработку вопроса усиления роли рубля в расчетах. В том числе за продукцию российского ТЭКа”, – подчеркнул он.
После окончания заседания министр энергетики Александр Новак рассказал журналистам, что в этом году экспортерам все-таки не удастся избавится от изъятий. Решение о заморозке экспортной пошлины на уровне 42% уже принято правительством РФ и соответствующие документы ушли в Государственную Думу, которой предстоит голосовать за бюджет. Впрочем, фискальная нагрузка будет увеличена только в следующем году, а уже в 2017-ом нефтяникам обещают компенсировать разницу, снизив пошлину сразу до 30%. Кроме того, министерство энергетики предложило ввести ряд стимулов для компаний, которые будут заниматься разведкой месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке. Они получат льготы по НДПИ, сказал Новак.
Елена Егорова
Источник: mk.ru