Как Украина забывает о своих нуждающихся гражданах

Как Украина забывает о своих нуждающихся гражданах

Жизнь уже обошлась сурово с людьми, вынужденными бежать от войны на востоке Украины. Но теперь их вдобавок еще и лишили права голоса.

Являясь жертвами преследований и военных действий, беженцы являются чрезвычайно уязвимым слоем населения, но они хотя бы попадают под международно признанную категорию. А как насчет тех людей, которые были вынуждены покинуть родные места, но не попадают под это юридическое определение? В Украине, где продолжается вооруженное противостояние между украинской армией и пророссийскими сепаратистами в оккупированной восточной части страны, массовое перемещение людей неуклонно приближает наступление гуманитарной катастрофы. В дополнение ко всему, перемещенные люди в Украине лишились не только своих домов, но еще и многих гражданских прав (включая право голоса). Это является печальной новостью для страны, чей переход к демократии только начался.

Люди, бегущие от ужасов войны, могут называться по-разному. Внутренне перемещенные лица (ВПЛ), грубо говоря, не являются беженцами, так как они не пересекали международных границ. Из-за вооруженного конфликта в Украине они были вынуждены переехать в другую часть их родной страны. Так как только восточная часть Украины считается опасной для пребывания, украинцы не могут претендовать на получение убежища или какой-то временный статус защиты в США или Европе. Те, кто пытается претендовать на подобный статус, неизменно проигрывают юридический спор и высылаются домой.

Таковы международные правила и стандарты, считающие, что ВПЛ остаются гражданами своей страны, поэтому именно она и должна нести ответственность за их безопасность и оказывать им необходимую помощь.

Подобный рационализм предусматривает, что Украина может и будет заботиться обо всех своих гражданах. И действительно, она отчаянно пытается сделать это.  По данным Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, меры, предпринимаемые правительством в отношении перемещенных лиц, являются недостаточными. Со времен революции на Евромайдане в 2014 году, новоизбранные официальные лица слишком заняты попытками одолеть коррупцию и экономическую нестабильность, чтобы предпринять своевременные действенные шаги по предоставлению приемлемых условий проживания и гуманитарную помощь постоянно возрастающей категории ВПЛ. Продолжающееся военное противостояние, включая бомбовые удары и артиллерийские обстрелы на Донбассе, приводят к гибели мирных граждан и разрушению жилых домов и инфраструктуры во многих городах, вынуждая правительство искать возможности по сооружению временных жилищ. В результате неспособности властей организовать процесс помощи, ВПЛ в значительной степени зависят от местных волонтерских и неправительственных организаций, оказывающих им содействие в поиске жилья, помогая с питанием, медицинским обслуживанием и доступом к информации.

Со времен аннексии Россией Крыма в 2014 году более 1.4 млн. человек в Украине были зарегистрированы как ВПЛ.

В октябре прошлого года украинское Министерство социальной политики и Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям приняли постановление, согласно которому все ВПЛ (теоретически) могут получить от государства помощь и бесплатное проживание на протяжении 6 месяцев. Однако на практике процесс регистрации оказался недейственным и запутанным. Приемные центры не доукомплектованы штатом и переполнены заявителями. Представители центров сообщают многим перемещенным гражданам о том, что они не попадают под категорию допущенных к регистрации или отказывают им под предлогом ограниченной квоты на подачу заявок. Недостаток средств и опыта, безусловно, играют серьезную роль, но подобные неумелые действия также вызывают серьезные сомнения в политической доброй воле новых политиков Украины на пути развития демократических реформ по отношению ко всем гражданам страны.

Со времен аннексии Россией Крыма в 2014 году более 1.4 млн. человек в Украине были зарегистрированы как ВПЛ. Более 20 тыс. журналистов, проукраинских активистов и крымских татар срочно покинули Крым и переехали в западную Украину из-за угроз,   запугивания и дискриминации по этническому или политическому признаку. Остальные ВПЛ бежали от военных действий в Донецке и Луганске, но остались на территории своих областей, находящихся под контролем Украины (на фото вверху можно увидеть перемещенных мать и ребенка, находящихся в центре беженцев в Славянске (Донецкая обл.) в марте 2014 года).

Внутреннее перемещение – сравнительно новое явление для Украины, но спустя год оно стало одной из главных «головных болей» Киева. Опасаясь испортить рейтинг страны в отношении защиты прав человека, официальные лица продолжают принижать степень серьезности сложившейся ситуации, вместо того, чтобы сделать ее достоянием гласности. Правительство продолжает приводить собственные цифры по ВПЛ, заниженные по сравнению с оценкой представителей ООН. Международные гуманитарные принципы требуют от Киева проводить политику минимизации проблем, вызванных перемещением. Однако многие решения правительства вызывают обратный эффект. Внутренне перемещенные лица, которым пришлось и так уже многое пережить, теперь оказались в политически бесправном положении.

ВПЛ разбросаны по всей Украине, но зарегистрироваться в качестве избирателя они могут только по месту официальной прописки.

Некоторые резиденты территорий, контролируемых сепаратистами, которые, возможно, могли бы и остаться, теперь оказались в ситуации, когда им не оставили выбора и принуждают к перемещению вследствие невнятных и противоречивых решений, принимаемых Кабинетом министров. В ответ на поддержку Россией сепаратистов Украина закрыла на Донбассе представительства официальных государственных учреждений и отделения центрального банка, а также приостановила выплату пенсий в городах, удерживаемых сепаратистами. В результате этого пенсионеры и другие пожилые граждане  были вынуждены покинуть свои общины и зарегистрироваться как ВПЛ на подконтрольных Украине территориях для того, чтобы иметь возможность получать средства и социальные выплаты, которые часто являются их единственным средством к существованию. Схожая «антитеррористическая» политика, ограничивающая доставку гуманитарной помощи в районы, контролируемые сепаратистами, также вынуждает людей покидать насиженные места для того, чтобы иметь возможность получать продовольствие и медикаменты. По оценке Института Брукингса, принятие соответствующих поправок к уже принятым постановлениям могло бы сократить количество ВПЛ на 20-20 процентов.

В июле украинский парламент принял закон, который ограничивает право ВПЛ на голосование на местных выборах 25 октября.

ВПЛ разбросаны по всей Украине, но зарегистрироваться в качестве избирателя они могут только по месту официальной прописки. Процедуры регистрации в качестве ВПЛ или регистрации в качестве избирателя являются пережитками советского прошлого, требующего от человека наличия внутреннего паспорта. Подобная система прописки привязывала юридический статус гражданина и его доступ к социальному обеспечению к зарегистрированному месту жительства. Так как ВПЛ живут не по зарегистрированным адресам жительства, их документы не позволяют им голосовать по месту их теперешнего местонахождения. Некоторые официальные лица выступали за то, чтобы предоставить ВПЛ право на голосование в местах их нынешнего проживания. Другим вариантом служила идея о создании отдельных пунктов для голосования ВПЛ в местах их компактного проживания, но в привязке к месту их бывшего проживания. Однако вопреки обещаниям выработать упрощенную процедуру голосования, законодатели так и не смогли прийти к решению, каким образом разрешить создавшееся бюрократическое затруднение.

Право голоса является одной из наиболее существенных свобод, которыми пользуется индивидуум при демократии. Но накануне быстро приближающихся выборов существенная часть населения Украины (и ее самая уязвимая часть) были лишены права голоса на участие в демократическом процессе, затрагивающим непосредственно их жизни, и возможности поддержать или отвергнуть политику, применяемую к ним.

Многие ВПЛ воспринимаются в их новых территориальных сообществах как симпатизирующие России, так как они приехали главным образом с пророссийски настроенного востока Украины. Они обвиняются якобы в пособничестве приходу России на восток страны. И многие активисты полагают, что партия Петра Порошенко не осмелилась дать ВПЛ право голоса именно по этой причине – из-за опасений, что они проголосуют за пророссийские оппозиционные партии, а не за новое прозападное руководство Украины. Официальные лица отвергают подобные обвинения, перекладывая вину на законодателей и парламентские комитеты, которые не подготовили законопроект вовремя.

Перед Украиной стоит много серьезных и неотложных задач, однако разработка законодательной базы для лучшей интеграции ВПЛ в общество поможет восстановлению стабильности и облегчит переход к демократии.  Подобные шаги покажут приверженность к проведению реформ и помогут избежать международной критики. Предоставление права голоса также признает, возможно, длительный характер перемещения, которое до сих пор остается вне поля зрения правительства, вызывая растущее напряжение среди граждан страны. Не признавая серьезность ситуации с ВПЛ на национальном уровне, демократическая революция в Украине, ставившая своими целями поддержку западных ценностей и прав человека, окажется бесполезной.

Источник: obzor.press

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий