По информации крымских властей, из 1,8 миллионов жителей полуострова лишь немногим более 3,5 тысяч отказались получать российский паспорт, написав заявления о сохранении гражданства Украины. Среди этих людей оказался и житель Феодосии Владимир Шляхов, который поведал удивительную историю о том, как российский ОВИР (теперь он называется Федеральная миграционная служба – ФМС) пытается причислить таких, как он, к иностранным гражданам, только что приехавшим из-за рубежа и не имеющим на полуострове «ни кола, ни двора». Их заставляют найти «принимающую сторону», адрес которой будет использован для прописки, при этом не берется в расчет тот факт, что все эти люди и так имеют постоянное место жительства, в котором они зарегистрированы.
Вот как рассказывает о своих мытарствах сам Владимир Шляхов:
– Была полная неразбериха, представители ФМС, давая интервью крымским СМИ, все время меняли условия подачи заявления для сохранения гражданства.
Первая проблема возникла со сроками подачи заявления. Вначале прием должен был производиться с 18 марта по 18 апреля, однако по факту прием начался со 2 марта.
Кроме того, в Крыму были определены всего четыре отделения ФМС, которые могли принять от граждан их заявления (Севастополь, Симферополь, Бахчисарай и Белогорск). С этим обстоятельством связана вторая проблема: как сдать заявление, когда живешь в другом городе? Все оказалось очень просто. В законе не был указан способ подачи заявления, чем мне и удалось воспользоваться. Я отправил все свои документы почтой в адрес управления ФМС в Симферополе.
Позже возникла третья проблема: как попасть в местное отделение ФМС и сдать документы, среди которых был нотариально заверенный перевод на русский язык моего загранпаспорта. Это оказалось самым сложным. Пришлось записаться в очередь, получить номер, который приближался к полутора тысячам, и ездить на протяжении шести недель на перекличку, – вспоминает Владимир Шляхов.
Одно большое нарушение
Отделение ФМС ежедневно могло принять не более 15-20 человек, и то, что крымчанину удалось сдать документы до нового года (до окончания переходного периода), – просто везение. Здесь следует напомнить, что статья 15 Декларации прав человека гласит о нарушении, которое называется принуждением к гражданству. Как известно, всех жителей Крыма, проживавших на момент прошлогоднего мартовского «референдума» на территории полуострова, автоматически признали гражданами Российской Федерации – без каких-либо заявлений о переходе в другое гражданство. С точки зрения международного законодательства – это одно большое нарушение.
Есть еще один важный вопрос – как долго крымчане с украинскими паспортами смогут ездить через административную границу с Крымом на материк и обратно. Владимир, например, никуда не ездит с февраля 2014 года, и с тех пор уже полтора года потратил на выяснение отношений с ФМС по поводу своих законных прав.
– Находясь в очереди и общаясь с такими, как я, удалось понять, что проблема граждан заключается в их незнании миграционного законодательства, И этим пользуются сотрудники ФМС, рассказывая им небылицы об их выселении из квартир. Потому пришлось заняться изучением российского миграционного законодательства, касающегося крымчан. По факту его нарушения написал 6 обращений! Из них два – уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Украине, и еще две жалобы, – рассказывает Владимир Шляхов.
По словам Владимира Шляхова, для жителей Крыма, решивших сохранить гражданство Украины и заявивших о своем намерении в отведенный для этого один месяц в ФМС, была применена упрощенная, бесплатная процедура выдачи им вида на жительство иностранного гражданина (ВНЖ ИГ). Хотя в законодательной базе, касающейся этой категории граждан, о выдаче ВНЖ нет даже упоминаний. Нет указаний на этот счет и в Федеральном конституционном законе №6 от 21 марта 2014 года «о присоединении к Российской Федерации Республики Крым…».
Все это в некотором смысле ставит под сомнение, во-первых, законность выдачи ВНЖ, и, во-вторых, попытку ФМС применить к этим гражданам имеющиеся в России миграционные законы, считает Владимир Шляхов. Вот как он поясняет свою точку зрения:
– Федеральной миграционной службе это не позволяет сделать все тот же федеральный закон №6, в пункте 1 статьи 4 которого говорится о необходимости заявить о сохранении имеющегося гражданства, но ничего не говорится о том, что после этого делать. Из статьи 12 этого закона следует, что у граждан Украины, постоянно проживающих на Крымском полуострове, должен быть всего один главный документ. Это их украинский загранпаспорт с проставленным в нем штампом миграционной службы Российской Федерации о взятии владельца документа на миграционный учет, а также внутренний паспорт Украины со штампом их постоянной регистрации (адресом проживания) на Крымском полуострове, – поясняет крымчанин, волей судьбы ставший экспертом.
Иностранцы по «упрощенке»
Таким образом, загранпаспорт со штампом ФМС позволяет гражданину, написавшему заявление о сохранении имеющегося у него украинского гражданства, бессрочно находится на Крымском полуострове. Однако делать то же самое на территории Российской Федерации за пределами Крыма этот документ не позволяет. В этом случае украинскому гражданину придется получать ВНЖ на общих основаниях, правда при этом минуя процедуру получения разрешения на временное проживание (РВП).
– Наличие ВНЖ позволяет ФМС требовать с его владельца подачу ежегодного уведомления о нахождении гражданина на территории Российской Федерации, – говорит Владимир Шляхов.
В данном случает речь идет о Крымском полуострове и применении «п. 6 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ», по которому «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации … по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство».
Итак, ФМС выдала по «упрощенке» около 3500 ВНЖ ИГ жителям полуострова, вместо того, чтобы проставить в их загранпаспорта свои штампы. Причиной тому стало своеобразное прочтение федерального конституционного закона №6, в котором ни слова не сказано о выдаче ВНЖ ИГ. Абсурдности ситуации добавляет и то, что по факту гражданин Украины, согласно загранпаспорту, въехал (мигрировал) на собственное постоянное место жительства. При этом гражданин никуда не выезжал, ведь, согласно его внутреннему паспорту, он находится в месте своего проживания, что зафиксировано в этом документе, признаваемом российской стороной.
– Суть в том, что ФМС создала проблему, не имеющую юридического разрешения. Еще в самом начале мне было непонятно, почему российская сторона не признала выданные ранее украинской стороной документы, ведь это было логично и могло бы разрешить множество проблем у простых граждан. Однако позже выяснилось, что российским законодателем это было сделано в федеральном конституционном законе №6, но ФМС по неизвестной причине не приняла эту норму к исполнению! – возмущается Владимир Шляхов.
Кроме того, в указанном выше законе сказано, что ФМС могла проводить паспортизацию населения полуострова на протяжении всего трех месяцев, после чего ей следовало обратиться к законодателю с просьбой о продлении этого срока или же снятии ограничений, чего сделано не было. В результате законность большей части паспортов (по признанию все той же ФМС – 70%), полученных по истечении этих трех месяцев, может быть поставлена под сомнения. Нет, они будут иметь законную силу на территории Российской Федерации, но вот при оформлении визы для поездки за рубеж гражданин, обратившийся в консульство, может получить отказ. При этом он никогда не сможет узнать причину самого отказа.
Сам Владимир Шляхов, кстати, получил свой документ о ВНЖ 25 мая этого года, причем дата выдачи в нем указана задним числом – 22 декабря 2014 года.
Попытка получить разъяснения по вышеописанной проблеме в Главном управлении ФМС Российской Федерации не увенчалась успехом. Запрос, сделанный еще в августе 2015 года при посредничестве российского правозащитного ресурса РосОтвет, так и остался неотвеченным.
Марина Берсенева
Источник: ru.krymr.com