Перспектива полной беспомощности в кризисе с беженцами заставила ключевые страны ЕС принять на саммите в Брюсселе экстренные меры. Их провал опасен для Евросоюза, считает Бернд Ригерт.
Жесткое давление, угрозы и взаимные оскорбления – в такой атмосфере главы правительств стран, через которые пролегает так называемый “балканский маршрут” беженцев, договорились о ряде экстренных мер. Надо радоваться хотя бы тому, что они договорились. План упорядочения постыдного хаоса на пути беженцев продавил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Он – герой дня.
Бесконечные споры
Вечернее заседание на саммите в Брюсселе началось с взаимных обвинений. И только несколько часов спустя острота кризиса заставила участников, стиснув зубы, пойти на компромисс. Надо было договориться не только об улучшении катастрофической ситуации со снабжением десятков тысяч беженцев, но и о сохранении единства Евросоюза. Если план Юнкера не будет реализован в кратчайшие сроки, правительства затронутых стран и Еврокомиссия утратят остатки доверия.
За последние недели на экстренных встречах ЕС в верхах уже не раз принимались решения, которые не выдерживали проверки жизнью. Нынешний чрезвычайный план – последняя попытка взять под контроль возмутительную ситуацию, сложившуюся на “балканском маршруте”.
Если действительно удастся создать приемные пункты временного размещения и регистрации на 100 тысяч беженцев и лиц, добивающихся политического убежища, это станет прорывом. Тогда уже не останется возможности транзитом переправлять беженцев в следущую страну и винить во всем соседей.
Ключевая роль Греции
Ключевая страна, отправной пункт марша беженцев по Европе – Греция. Пока она плохо справляется со своими обязанностями. Но слезливые оправдания, мол, в стране экономический кризис и вообще Турция во всем виновата – никого больше не убеждают. Премьер-министру Греции Алексису Ципрасу напомнили, что Греция целиком и полностью зависит от финансовой помощи ЕС.
Неприемлемую позицию занимает Венгрия. Глава венгерского правительства Виктор Орбан настаивает на циничном утверждении, что его страна только наблюдает за тяжелым положением, потому что отгородилась от беженцев забором. Ему пришлось выслушать немало критики и недвусмысленное напоминание о том, сколько денег он получает от ЕС.
Нельзя выходить за рамки морали. Отгораживаться, обороняться, строить заборы – не европейские рецепты. Что и продемонстрировал экстренный саммит ЕС в Брюсселе. Но как долго выдержит эта кое-как возвращенная к жизни солидарность?
Проблема внешних границ
На чрезвычайном саммите не было найдено решение кризиса с беженцами. Ограничить приток не удастся, разве что сделать условия более гуманными. Балканские страны и впредь будут транзитом отправлять беженцев из Греции в Германию. Возможно, сам процесс удастся несколько упорядочить.
Вот это и есть главная проблема канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel). И впредь в Германию будут ежедневно прибывать тысячи людей. Недели, если не месяцы, потребуются для организации охраны внешних границ ЕС, регистрации беженцев уже в Греции или в Италии, их снабжения и – при необходимости – депортации. Месяцы могут пройти, пока Турция согласится сотрудничать с ЕС в этом вопросе. Выдержит ли этот натиск Германия, выдержит ли его Меркель?
Ведь весь “балканский маршрут” действует до тех пор, пока Германия и некоторые другие страны в его конечном пункте готовы принимать беженцев. Стоит Германии или Австрии закрыть свои границы, и на Балканах разразится настоящий хаос. Поэтому некоторые страны открыто грозят Ангеле Меркель, что тоже закроют границы. Они считают, что Меркель лично виновна в наплыве беженцев. В таком случае конец Евросоюза, каким мы его знаем, был бы неминуем.
Решения, принятые в ночь с воскресенья на понедельник в Брюсселе, обещают короткую передышку, если они будут выполняться. Поэтому надо немедленно искать долгосрочное решение. Ради беженцев, но и ради сохранения единства Евросоюза.
Бернд Ригерт
Источник: dw.com