Сегодня можно констатировать – украинский конфликт координально изменил геополитический ландшафт Восточной Европы, что несомненно заставило все государства региона пересмотреть подходы к обеспечению своей военной безопасности. Национальные правительства стран, которые непосредственно расположены на восточном фланге НАТО, довольно быстро среагировали на «растущую военную угрозу со стороны России».
В Прибалтике и Польше силами альянса была развернута сеть командных пунктов сил «супербыстрого реагирования», сюда же стянуты дополнительные авиационные и сухопутные компоненты ОВС НАТО. Кроме того, запущена непрерывная карусель многонациональных коалиционных учений с привлечением стран-партнеров, сценарии которых направлены против «большого и мощного государства на Востоке».
Единственной страной, не торопящейся предпринимать адекватные меры по снижению угроз военной безопасности, судя по отсутствию каких-либо соответствующих официальных сообщений, стала Беларусь. Действительно, долгое время Минск выстраивал свою систему обороны исходя из того, что возможные угрозы могут исходить лишь с западного направления. Однако украинские события заставили обеспокоиться и южным направлением. Особенно теперь, когда Киев не просто отмежевывается от российских интеграционных проектов, но и высказывается за полный разрыв контактов с Москвой и интеграцию в евроатлантические структуры – ЕС и НАТО.
Особо настораживает тот факт, что дискредитировать белорусское руководство, внутреннюю и внешнюю политику государства, выдвинуть к нему территориальные претензии, «перекроить» существующие границы, обвинить в поддержке «планов» России совершить агрессию против Украины с территории Беларуси пытаются ряд украинских политиков и активистов (А.Парубий, И.Гузь, Е.Перебийнис, Д.Ярош, С.Семенченко, Д.Тымчук). И все это происходит на фоне публичных заверений о дружбе и сотрудничестве Украины и Беларуси. Как говорится, свежо придание, а верится с трудом.
Действия же военно-политического руководства Беларуси ограничились активизацией работ в пограничной сфере – форсированием работ по демаркации белорусско-украинской границы, а также усилением ее контроля. Если учесть, что до 2015 года эта часть государственной границы была фактически открыта, чем с удовольствием пользовались как рядовые граждане, так и матерые контрабандисты, то меры эти, конечно же оправданы, но не достаточны.
А суровые реалии таковы: в настоящее время на территории Украины продолжается вооруженный конфликт, целый ряд вооруженных группировок остаются абсолютно неподконтрольны Киеву. Более того, целый ряд подразделений стран Североатлантического альянса чувствуют себя уже как дома на украинских полигонах. Если США и НАТО будут действовать там также, как в Прибалтике, то скоро и на южных границах Беларуси будет создана группировка «дружественных» сил. А это уже реальная угроза безопасности государства, на которую необходимо реагировать, причем, чем быстрей, тем лучше. Белорусскому военному ведомству в этих условиях ничего не остается делать, как приступить к формированию Южного оперативного командования. Главное, чтобы это нашло понимание в Минфине.
С другой стороны имидж миротворца, сыгравший не последнюю роль в снижении градуса боевых действий на востоке Украины, а также финансовые трудности не позволяют Минску по примеру соседних стран (Латвия, Литва, Польша, Украина, Эстония) пойти на увеличение численности Вооруженных сил.
Возможно, Беларусь планирует компенсировать растущие риски возникновения военной угрозы на южном направлении, а также образовавшийся военный дисбаланс в регионе, за счет повышения уровня военной интеграции с Россией и размещения ее контингентов на своей территории. Об этом может свидетельствовать заявление сделанное министром обороны России Сергеем Шойгу на совместной коллегии военных ведомств двух стран. В частности, он подтвердил, что утвержденный план совместных мероприятий на 2016-2018 гг. направлен на формирование военной организации государства. Хотя, что она будет включать пока остается загадкой даже для экспертов
Другим, более предпочтительным для Минска вариантом может стать присоединение к мощному, создаваемому Москвой в противовес НАТО, военно-политическому блоку. По задумке Кремля, войти в него должны страны ОДКБ, БРИКС, а также некоторые государства ШОС. Создание такой международной структуры, неподконтрольной США, может поспособствовать восстановлению баланса сил не только в Восточной Европе, но и во всем мире. Однако не всегда нужно уповать на союзнические обязательства – нужно развивать и собственные силы и средства для адекватного ответа потенциальному агрессору. Именно это и имел в виду Министр обороны Беларуси Андрей Равков, говоря о необходимости обзавестись средствами поражения, позволяющими уничтожить объекты потенциального противника. Но это потребует увеличение расходов на национальную оборону.
Пока же военно-политическое руководство Беларуси в раздумьях, как именно следует усиливать военную безопасность страны на южном направлении. Остается только надеяться на благоразумие соседей.
Сергей Бирич
Источник: belvpo.com