Талибан и Россия объединяют усилия?

Талибан и Россия объединяют усилия?

Сегодня Талибан уже не так одинок, как прежде. Изгои, которые защищали Усаму бен Ладена и быстро потерпели поражение, когда США нанесли контрудар после терактов 11 сентября 2001 года, начали налаживать контакты с соседними государствами и даже с Москвой, которая ушла из Афганистана в 1989 году.

Картина происходящего гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Что интересно, отчасти действия Талибана связаны с попытками России предотвратить распространение в Афганистане группировок, верных так называемому Исламскому государству Ирака и Сирии. Те же самые опасения помогли наладить связи между Талибаном и его давними врагами в Иране.

По иронии, эти попытки наладить отношения с Россией начались в тот самый момент, когда Абдул Рашид Дустум (Abdul Rashid Dostum), афганский военный деятель узбекского происхождения и вице-президент страны, открыто выразил расположение по отношению к своим бывшим союзникам в России и попытался укрепить связи с бывшими советскими республиками на границе Афганистана.

Ранее в октябре Дустум посетил Москву и Грозный, а на прошлой неделе он начал наступление в районах у границы с Туркменистаном. Дустум включил Талибан вместе с ДАИШ (арабская аббревиатура, обозначающая ИГИЛ) в список своих врагов.

«Страны Содружества Независимых Государств, от России до Таджикистана и Туркменистана, все эти государства готовы встать рядом с нами против ДАИШ, против экстремизма, против кровожадных талибов», — заявил Дустум.

Однако изданию Daily Beast стало известно, что Россия и некоторые другие соседние с Афганистаном государства, возможно, ведут двойную игру или, по крайней мере, пока воздерживаются от выбора сторон на случай, если Талибану удастся вернуть власть.

Бывший талибский губернатор одной из афганских провинций и член военного комитета этой группировки, пожелавший сохранить свое имя в тайне, рассказал изданию Daily Beast, что «отношение Америки к происходящим в мире событиям и угроза со стороны ИГИЛ привели к совпадению интересов Талибана и России, поэтому мы не можем исключать взаимодействие между ними в будущем, хотя это будет зависеть от развития ситуации на Ближнем Востоке».

То есть если Россия добьется успеха в своей сирийской кампании по поддержке диктатуры Асада (а в этом вопросе пока рано делать какие-либо прогнозы), Талибан, возможно, захочет наладить с ней контакт и начать сотрудничество с правительством президента Владимира Путина.

Между тем пока контакты с Москвой держатся в секрете. Основным местом для проведения переговоров остается Таджикистан, расположенный к северу от афганской провинции Кундуз, чьи оперативные сотрудники разведки, возможно, принимали участие в отправке крупных партий оружия боевикам Талибана. Лидеры Талибана считают, что правительство и разведывательные службы Таджикистана являются верными клиентами Москвы.

«Таджикистан находится под мощным влиянием России, поэтому там все происходит только с согласия Москвы», — объяснил упомянутый выше талибский губернатор.

Когда в конце сентября Талибан захватил город Кундуз, новый лидер группировки мулла Ахтар Мухаммад Мансур (Akhtar Muhammad Mansoor) поспешил заявить о том, что Талибан не представляет никакой угрозы и не планирует продвигаться за пределы границ Афганистана.

По сообщениям некоторых источников, контакты между Талибаном и Россией начались в 2013 году по инициативе Москвы, однако их интенсивность существенно выросла совсем недавно.

Одна из центральных фигур в этом процессе — доктор Тахир Шамальзи (Tahir Shamalzi), младший брат одного из бывших лидеров Талибана, который возглавлял делегацию, известную как «комитет Талибана по освобождению и миру», посетившую столицу Таджикистана Душанбе в мае прошлого года. В то время Талибан удерживал в плену четырех таджикских пограничников, которых, по всей видимости, отправили за дровами на другой берег реки, по которой проходит афганская граница.

Согласно нашим источникам, Шамальзи путешествовал по поддельному паспорту, выданному на имя Саида Хана. По слухам, посредником на переговорах с Душанбе стал Ибрагим Ачакзай (Ibrahim Achakzai), у которого там есть фирма по сбору металлолома.

В обмен на освобождение пограничников Талибан хотел получить оружие. «Доктор Тахир Шамальзи вылетел из аэропорта Кабула в Душанбе, проверил оружие и вернулся с этим оружием из Таджикистана в Афганистан», — рассказал изданию Daily Beast один высокопоставленный лидер Талибана.

Но сколько там было оружия? Наши источники заявили, что партия была «большой» и «значительной», но отказались сообщать подробности. Командир одного из подразделений Талибана в Кундузе, которого называют Кари Омаром (Qari Omar) сообщил, что тогдашний командующий силами в том районе мулла Рахматулла был очень доволен сделкой и даже подарил четырем пограничникам тюрбаны и афганские одежды, прежде чем вернуть их на таджикский пограничный пост.

Мулла Рахматулла был убит в Кундузе в ходе американского бомбового удара, который сопровождал контрнаступление правительственных войск после того, как этот крупный город оказался в руках Талибана впервые с 2001 года. Вся эта операция больше походила на акт отчаяния.

«Разумеется, оружие, только что полученное с афганско-таджикской границы, сыграло ключевую роль в битве за Кундуз», — сказал командир Кари Омар.

По словам осведомленных источников, пакистанская разведка, которая поддерживает тесные связи с афганским Талибаном, знала о контактах Талибана с Россией, а некоторые бывшие талибы удивляются тому, что эти сообщения стали для многих неожиданностью. «Если мы могли вести диалог с Западом, почему мы не могли начать такой же диалог с Россией и другими соседями Афганистана на севере?»

Очевидно, первые непосредственные контакты между Талибаном и Россией состоялись в середине 2013 года, когда они обсуждали судьбу российского пилота, захваченного в плен, когда его вертолет совершил вынужденную посадку недалеко от Кабула.

«Освобождение пилота также было частью той сделки по обмену пленных на оружие и деньги», — сказал один высокопоставленный афганский лидер в беседе с Daily Beast.

По словам талибских источников, доктор Тахир Шамальзи и другие несколько раз ездили в Китай, а также в некоторые бывшие советские республики. Говорят, что Китай тревожат небольшие отряды боевиков Движения за независимость восточного Туркестана — уйгуров из Синьцзяна — которые живут на юге Афганистана.

«Мы сказали им, что они находятся в Афганистане и что мы можем помешать им вести антикитайскую деятельность, но не можем выселить их с наших территорий», — объяснил бывший талибский губернатор (афганские правительственные источники, с другой стороны, утверждают, что в прошлом году президент Ашраф Гани (Ashraf Ghani) передал нескольких членов Движения за независимость Восточного Туркестана властям Китая).

Выйдут ли контакты Талибана с его прежними врагами за рамки обмена пленными? В дипломатических кругах Кабула бытует убеждение, что Талибан отказывается от своих планов по поддержке международных террористических группировок и сосредотачивается на том, чтобы стать местной афганской силой сопротивления, выступающей не только против правительства Гани и присутствия американцев, но и против ИГИЛ.

Сами Юсафзай

Источник: inosmi.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий