После распада СССР разные постсоветские республики, прежде всего Россия, как наиболее мощный осколок Советского Союза, по разному демонстрируют свои подходы к строительству новой модели страны. Белоруссия в этом отношении — особенная модель. Она даёт четыре основных урока, которые полны и нервных узлов, и противоречий. Сегодня важно понять — они положительные для учёта опыта или нет?
ОТ ОБРАЗА ДО МОДЕЛИ СТРАНЫ
Урок первый: социально-экономическая модель страны. Комплексная оценка эффективности или успешности страны и модели требует обширной и агрегированной оценки, а не выборочной. Например, демографическая проблема, рождаемость белорусов и рождаемость этнически русских, то есть близких по вере, по укладам, по образу жизни, говорит не в пользу России, а в пользу белорусов. При этом ответ на вопрос, почему в России общий коэффициент рождаемости выше, очевиден сегодня. Мусульманские народы обрели новое дыхание и новую идею. Их рождаемость существенно превышает рождаемость этнических русских, которые продолжают вымирать. Есть и другие показатели: счётный коэффициент витальности, коэффициент консолидации населения, показатели смертности и продолжительности жизни населения.
Ещё один важный фактор. В Белоруссии поддержку президенту Александру Лукашенко делают не только через миллиарды денег и официальных пропагандистских ухищрений и через партию «Единая Белоруссия». Нет там такой партии! Нет указаний губернаторам, как голосовать, нет указаний гарнизонам военнослужащих или чиновников, кому идти голосовать.
Там работают свои приёмчики, безусловно, но такого безобразия, которое подрывает демократию народовластия, как в России, там нет. Вместо этого там есть любовь и уважение народа к своему лидеру. Издержки, конечно, есть. О них поговорим позже.
Что находится в поле зрения сегодня? По доходам на душу населения Россия откатилась к уровню 2005 года, а реальные доходы российских граждан упали в этом году на 9%. В Белоруссии — картина другая. Даже в кризис 2008 –2009 гг., не имея ни нефти, ни сырья, а имея только сельское хозяйство и материальное производство, электронику, машиностроение, автомобилестроение и тракторостроение, Белоруссия дала плюс 2% ВВП, а Россия — минус 8% ВВП.
Коэффициент валовых накоплений, то есть инвестиционные вложения в развитие, говорят не в пользу России. Модель расслоения по доходам складывается таким же образом не в пользу России. В Белоруссии не созданы условия для рождения олигархов, для дикого расслоения по доходам, для того, чтобы 100 семей владели 75% национальных богатств. Там работает другая модель, которая отличается от российской.
Эта модель более социализирована. Она этатизирована, то есть более оптимальна с точки зрения учёта интересов разных групп населения и их балансирования. Маленькая десятимиллионная Беларусь выдерживает давление санкций, а Россия уходит в минус под давлением санкций на 5% ВВП. Так происходит из-за того, что в Белоруссии народ трудится и для этого создаются необходимые условия — рабочие места, инвестиции.
А для этого требуется перераспределение доходов не в пользу олигархов, а в пользу общественного потребления. Трудящаяся и работающая страна, занимающаяся материальным производством, выходит на экспорт с воспроизводимыми ресурсами — тракторами и сельским хозяйством, а не с невоспроизводимой нефтью или газом. Страна грамотно пользуется теми дарами, которые дала ей природа.
В землю приоритетно вкладываются силы и знания, что превратило сельское хозяйство в эффективную отрасль экономики. Сельское хозяйство поддерживалось даже в самое сложное с экономической точки зрения время. Образ страны, который Беларусь демонстрирует в модельным смысле, является более перспективным, умным и нравственным, чем тот образ, который демонстрирует сегодня Россия. Я мечтаю о том, чтобы эта модель была бы применена и в нашей стране.
Безусловно, существуют критичные моменты и позиции, поэтому мы развиваем теорию успешности и выдвигаем понятие «индекса успешности», который агрегирует все доступные показатели, а не выборочные. По всем доступным показателям, статистическим параметрам развития (экономическим, региональным, финансовым и так далее), российский индекс катится вниз, рискуя споткнуться о порог, который страна может и не перейти. Речь идёт о пороге устойчивости государственности. Белорусский индекс релаксирует, пока он не достиг того положительного уровня, который имел во время Советского Союза, но он, во всяком случае, на данный момент имеет положительную динамику. В отличие от российского.
НАРОД ГОВОРИТ: «НАМ ПОВЕЗЛО»
Урок второй: механизм сдержек и противовесов. Что ещё мы видим в Белоруссии? Мы видим власть, сосредоточенную в руках одного человека, автократический режим с элементами диктаторского режима, санкции, которые на Беларусь накладывает Запад в этой связи. Всё это можно объяснить, так как в стране реализуется автократическая модель государства, которая постепенно переходит в диктатуру. При этом в России воплощается в жизнь ещё более жёсткая модель, я бы даже сказал, более хамская модель, если говорить о человеческих обстоятельствах.
В этой системе не найдено и не выработано механизма сдержек и противовесов против абсолютизации власти. Это происходит из-за того, что в патерналистском и спящем обществе народ надеется на царя-батюшку: царя, генерального секретаря, президента. Вся власть и весь механизм принятия решений стягиваются в один кабинет. Тогда всё начинает зависеть только от личностных качеств одного человека. Повезёт или не повезёт — когда как.
Сама система без внутренней страховки может подарить и положительный (повезло), и отрицательный (не повезло) случай. Очевидно, что Белоруссии повезло с этим мощным мужиком с совестью. Народ на выборах это достаточно искренне продемонстрировал. Они говорят просто, как есть на сердце: «Нам повезло. Мы хотим батьку ещё, потому что нам живётся хорошо, достойно и уверенно!».
Что касается России, то ей категорически не везёт с руководителями. Причина заключается в общественно-государственном устройстве, где обществом владеют патерналистские настроения, где нет механизма сдержек и противовесов. Нет политической оппозиции, активности гражданского общества, лоббистских механизмов давления, которые заставляют лидеров меняться или хотя бы умнеть и применять те рекомендации, которые общество вырабатывает и передаёт им с добрым чувством. Передаёт конструктивно в адрес руководства, которое однако глухо и слепо. Слышит и видит оно только либеральную догматику и химеристику.
В этом смысле урок Беларуси, как и урок России, говорит о том, что славянским цивилизационным ареалам и постсоветским государствам нужно какое-то изобретение. Нам нужна идея, как, сохраняя коллективистский выбор, патерналистский выбор, компенсировать издержки политической системы, устройства государства, которые в этом случае становятся неизбежными.
НОБЕЛЕВСКАЯ СТРЕЛА ОТ ЗАПАДА
Урок третий: заигрывание с Западом. Нобелевская премия по литературе, которую в этом году получила белорусская писательница Светлана Алексиевич, живущая, к слову, только последние два года в Минске (ранее жила за рубежом), вызывает аналогии с Горбачёвым, который в 1990 году был удостоен Нобелевской премии мира за свою международную деятельность. Тогда это было очевидным политическим бонусом от Запада. Ту же картину мы наблюдаем и сегодня.
Нобелевская премия впервые вручается на территории бывшего СССР белорусскому прозаику. Несомненно, что это сильное политическое решение. Если бы Западу не нужно было сейчас эту отравленную стрелу направить против России, возможно, что талантливая, безусловно, заслуженная, достойная уважения в профессиональном отношении писательница эту премию не получила бы, как не получала в нескольких предыдущих попытках.
Надо порадоваться за писательницу.Надо порадоваться за страну, которая по всем правилам формальной игры удостоена этой чести, другое дело, что мы понимаем, что это игра в политику, а не только в профессиональную и общественную оценку талантов и достижений художника.
Эта игра в политику одновременно происходит с демонстрацией публичных реверансов. Яркий пример — снятие с Белоруссии санкций. Это — заслуга Александра Лукашенко, который умело маневрирует на международном политическом поле, давая понять Западу, что не является пешкой и марионеткой режима Владимира Путина.
Он уже много лет лавирует в игре с Западом, конечно, его пытаются прикупить, стимулировать и переориентировать. При этом он понимает, что Запад, уже обретший Украину, окончательно отпавшую от российского цивилизационного пространства, ставит новую задачу и готовит новую мишень: поставить Белоруссию на место таргетирования — следующей в ряду после Украины.
Все эти заигрывания Запада с Беларусью от снятия санкций до освобождения от обидных политических ярлыков, видимо, будут продолжаться. Российской стороне необходимо вести сегодня очень тонкую в политическом смысле союзничества с Белоруссией игру, чтобы не получить такой же урок, который преподала нам Украина, с которой все отношения строились только по цене за газ.
В отношениях с Беларусью у России есть опасные упражнения: то белорусское молоко не хотим покупать, то ещё что-то, что приводит к новым торговым войнам, хотя в этом вопросе сегодня нашим руководителям надо быть более дальновидными и осторожными игроками в очевидно разыгрываемой шахматной партии.
ГДЕ СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО?
Урок четвёртый: сделать правильные выводы. Некогда были большие надежды на реинтеграцию нашего цивилизационного пространства. Они не случились по объективным причинам. О них говорят и на Донбассе. Там люди говорят о том, что государственного единства с либеральной космополитической Россией, которая, по словам президента Владимира Путина, не собирается от этой модели и линии отказываться (слова сказаны на инвестиционном форуме), не будет, что с такой либеральной космополитической Россией не хотят дружить, родниться и объединяться. Да тем и кончилась русская весна, что её предали российские кукловоды.
Фактически у России сегодня нет ни одного геополитического союзника. Пропагандистские рассказы о дружественном Китае — это неправда. Китай строит свою стратегию с Америкой, не вспоминая о России. Это следует из тех сообщений в зарубежных СМИ, из тех документов, которые российская пропаганда замалчивает. Их надо перевести, прочесть, понять и сделать выводы.
России необходимо оздоровиться, поменять модель, вернуться к своим цивилизационным кондициям. Тогда и многие издержки Беларуси, которая все равно умеет выживать без нефти и газа, исчезнут, а действительно славянское единство, цивилизационное единство, единство исторических территорий и народов получит шанс на восстановление.
Мне кажется, что все эти события дают нам сложные уроки. Они должны электризовать наши мозги, обращаться к совести, чтобы мужественно признавать те главные детали, которые станут важными, полезными и ценными для Белоруссии и белорусского народа, для России и российского народа.
Степан Сулакшин
Источник: rusrand.ru