Антикризисные меры оказались блефом

By admin Oct 26, 2015

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии академика РАН В.И. КАШИНА при обсуждении на пленарном заседании отчёта правительства РФ об итогах реализации антикризисных мер 21 октября 2015 года

Ещё свежи воспоминания о докладе вице-премьера Шувалова об антикризисной программе правительства и о надеждах, с ней связанных. На бумаге было вроде бы всё гладко: поддержим банковский сектор, он профинансирует промышленность и аграриев, и экономика страны станет на рельсы развития. Но, как говорится, мечты, мечты, где ваша сладость?.. Вместо сладости — горький вкус разочарования и провала, о чём коммунисты и предупреждали.

Полное фиаско

Судите сами, по данным Счётной палаты Российской Федерации, из 60 утверждённых пунктов антикризисной программы на 1 октября 2015 года с точки зрения социально-экономического результата выполнены 17 пунктов, частично выполнен 21 и не выполнено 22 пункта. То есть реализация антикризисных мер, с которыми правительство выступило в январе 2015 года, не оказала должного эффекта на социально-экономическое развитие страны. Меры по обеспечению сбалансированности и сокращению уровня долговой нагрузки консолидированных бюджетов субъектов Федерации также результатов не дали. Государственный долг регионов вырос на 27 млрд. рублей и составил 2,117 трлн. рублей. Значительно выросли расходы на обслуживание государственного долга по сравнению с 2014 годом. По состоянию на 1 сентября 2015 года расходы составили почти 93 млрд. рублей, увеличившись на 23,2 млрд. рублей. Уровень безработицы вырос с 4,3% до 5,6%. Остаётся сложной ситуация в сельском хозяйстве. Объём намолоченного зерна с 1 га уменьшился и составил 27,7 центнера. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 1,6% по сравнению с 2014 годом, в том числе коров — на 2%. Снизились объёмы производства автомобилей на 26% и сельхозтехники — на 18,7%. Тарифы на услуги ЖКХ выросли на 9,5%. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 22 млн. человек и увеличилась по сравнению с 2014 годом на 15%.

Вместо наращивания объёмов производства правительство довело промышленность до рецессии. Объём промышленного производства снизился на 2,7%, в том числе обрабатывающих отраслей — на 4,5%, строительных работ — на 7%, товарооборот упал на 8%, объём платных услуг — на 1,4%, инвестиций — на 5,4%, реальные доходы населения снизились на 4,1%. Инфляция с начала года по октябрь составила 10,7%. Возобновилось вымирание населения: коэффициент рождаемости составил 12,8, а смертности — 13,6 на тысячу человек.

Второе полугодие не изменило этой тенденции. За 9 месяцев нынешнего года промышленность снизила объёмы производства на 3,2% к уровню прошлого года, причём во всех отраслях, розничные цены повысились на 16%, зарплата снизилась на 8,5%, реальный размер пенсии снизился на 4%.

В стране разруха

Надо отчётливо понимать, что в стране — экономическая разруха, созданная властью и её правительством. За последние 5 лет было создано 40 новых производств, а разрушено 365 заводов и фабрик. С введением налога на недвижимость по кадастровой стоимости арендная плата за помещения возросла в несколько раз, тем самым было разорено более 300 тысяч малых предприятий. Отменено 135 маршрутов поездов дальнего следования, 600 — пригородного сообщения. Крупнейшая авиакомпания «Трансаэро» — банкрот, «Ют-Эйр» и «Аэрофлот» находятся в сложном финансовом положении. Разорились 165 туроператоров.

Сегодня осталось всего 9 регионов-доноров, а в 47 регионах долги превысили половину доходов. Бюджеты поселений обеспечены только на 35%. На местах изъяты почти все налоги. Полномочия переданы в регионы, муниципалитетам, но денег на их реализацию нет.

А сколько было сказано слов об импортозамещении! Но фактически никакого импортозамещения нет. За 7 месяцев страна закупила машин и оборудования на сумму 45 млрд. долларов, да ещё товаров химии — на 19 млрд. долларов. За это же время Россия импортировала мяса — 400 тыс. т, рыбы — 219 тыс. т, молочных продуктов — 270 тыс. т, лука и чеснока — 283 тыс. т, картофеля — 534 тыс. т, яблок — 447 тыс. тонн. Даже соли купили 203 тыс. т, хотя своей соли в озере Баскунчак достаточно, но её не добывают. В структуре импорта по-прежнему 14% занимает продовольствие и 55% — машины и оборудование.

Всё это Россия всегда производила и может производить сама, теперь закупает по ценам, вдвое большим, чем год назад.

О каком импортозамещении можно говорить, если внутренняя торговля отдана иностранным торговым сетям, которые не пускают отечественную продукцию в реализацию? Сельхозрынки уничтожены, их осталось всего 1400! Более того, «Единая Россия» приняла закон, по которому дачника, продающего у подъезда дома выращенные им яблоки, сажают за незаконное предпринимательство на 6 лет.

Частные подворья дают стране 70% овощей и 80% картофеля. Но площади в этом году под картофель уменьшены на 17%, под овощи — на 23%. А всё дело в том, что земельный налог увеличился более чем в 10 раз. Разве это не вредительство?

Стране серьёзно угрожает голод. Импорт сократился на 40% практически по всем позициям, а собственного производства нет. Рост цен сокращает спрос, угнетая потребление и производство.

Интересна логика импорта. Сокращение закупок из стран Евросоюза, которые ввели санкции, составило 35—40%. Страны СНГ санкций не вводили, но сокращение закупок у них составило столько же — 38%. Из Белоруссии объём закупок сократился на 37%, хотя мы в одном Союзном государстве, это наш союзный друг. Зато «злейший враг» — США — на особом положении: поток товаров из-за океана сократился только на 29%. При этом российское правительство в августе 2014 года вложило 3,5 млрд. долларов в экономику США, в августе 2015 года — ещё 1,5 млрд. долларов. То есть они нам санкции, а мы им — деньги!

Впереди — тупик

Заглядывая вперёд, надо отметить, что перспективы весьма мрачные. Подготовленный правительством проект федерального бюджета не вселяет радужных ожиданий. Дефицит бюджета составит 3% ВВП, или 2,26 трлн. рублей. Основным источником финансирования дефицита бюджета станет Резервный фонд, из которого изымут 2,136 трлн. рублей. Расходы бюджета хоть и немного выросли, но с учётом запланированной инфляции снижаются на 5,1%. При этом надо иметь в виду, что теперь это не те средства, которые были год назад, это деньги, уже обесцененные в два раза.

Проект бюджета на 2016 год показывает, что правительство намерено просто разгромить пенсионное обеспечение, не индексировать пенсии, снизить зарплату, увеличить все тарифы на услуги ЖКХ. Индексация пенсий предусмотрена в размере 4%, но только с 1 февраля и только для неработающих пенсионеров. Будет ли вторая индексация, остаётся загадкой. Первый вице-премьер И. Шувалов обещает рассмотреть этот вопрос в зависимости от роста ВВП, а министр финансов А. Силуанов сообщает, что за счёт продления моратория на взносы в накопительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования будет создан спецрезервный фонд в сумме 342,2 млрд. рублей. И средства этого фонда будут использоваться при необходимости в случае принятия решений председателя правительства или президента Российской Федерации. То есть даже без обещания про вторую индексацию минфин её явно не планирует проводить.

Стоит заметить, что индексация в 11,9% по инфляции 2014 года была бы явно заниженной и не компенсирующей потери пенсионеров от инфляции. Во-первых, она идёт с опозданием на год. А во-вторых, в низкодоходных группах инфляция выше на 30—50%, чем средний индекс по стране. Это признаёт и сам А. Силуанов.

Полному разгрому подвергается социальная сфера. Социальные расходы в 2016 году сокращаются на 8,8% в основном за счёт сокращения трансфертов Пенсионному фонду. Ассигнования на ЖКХ снизятся на 78 млрд. рублей, на 50 млрд. сократится бюджет образования, на 58 млрд. — здравоохранения. Зарплата учителей и врачей суммарно уменьшится на 34 млрд. рублей. Все эти деньги придётся заплатить самим гражданам, иначе двери этих заведений захлопнутся навсегда.

Но за счёт населения спасти ситуацию 2016 года не удалось. Правительству пришлось идти на реальное сокращение оборонных расходов на 14,5% (и это при военных действиях в Сирии) и немного «наехать» на нефтяников и газовиков, изменив расчёты по НДПИ.

Правительство заявляет, что нет денег. Их нет, потому что нефтегазовые доходы по-прежнему вывозятся за границу. Не прекращается вывод капитала банками и корпорациями. Согласно данным Росстата, за последние 14 лет из страны вывезено 780 млрд. долларов. И это только легальный вывоз!

Но, несмотря на это, денежных накоплений в России сегодня около 31 трлн. рублей. В том числе — бюджетный Фонд национального благосостояния размером в 5 трлн. рублей, накопительная часть пенсий в 360 млрд. рублей, которые накапливались для стабилизации пенсий.

В целом бюджет 2016 года носит не стимулирующий, а угнетающий экономику страны характер. Похоже, что в правительстве не слышали про антициклические меры, которые с известной долей успеха используются в капиталистических странах, заключающиеся в том, что в кризис экономику стимулируют, а во время роста придерживают. Об этом свидетельствует высказывание председателя правительства Д. Медведева, который недавно заявил буквально следующее: «Бюджетная политика не может быть в настоящее время никакой иной, кроме как максимально жёсткой». В правительстве сидят истинные «либералы», которые упрямо считают, что экономика сама, без всякого стимулирования, действием «невидимой руки рынка» выкарабкается из кризиса, и совершенно не стесняются предаваться мечтаниям. Любопытно в этом смысле высказывание на заседании правительства главы минэкономразвития А. Улюкаева: «В течение последних трёх месяцев мы наблюдаем практически нулевую динамику по ВВП, месяц от месяца в четвёртом квартале мы видим квартал к кварталу прекращение спада, начало роста… со второго квартала 2016 года мы ожидаем, что показатель год к году начнёт выходить в положительную плоскость». Вот такой «шедевр» экономической мысли чиновника, поставленного не наблюдать, а управлять экономическими процессами. Прямо какое-то шаманство!

И вообще, стыдно об этом говорить, но экономика страны находится под внешним управлением. Все министерства, Центральный банк находятся под контролем аудиторских фирм США. Валютные средства РФ находятся в США и Евросоюзе. Более 80% объёма торговли в России принадлежит иностранным торговым сетям, 90% крупных предприятий принадлежат иностранному капиталу.

Программа КПРФ — выверенный инструмент преодоления кризиса

КПРФ осознаёт всю сложность создавшегося положения в стране. Мы убеждены, что нынешний состав правительства не способен вывести страну из системного кризиса, и предлагаем свою программу вывода страны из критического состояния. Причём наша партия располагает как долгосрочной программой смены экономического курса, так и программой срочных мер по выходу из кризиса.

Долгосрочная программа включает меры стратегического характера. Выход страны из тупика, куда её завели либеральные поводыри, не в латании дыр, а в смене курса. Смена экономического курса заключается в переходе от ликвидации экономики к её развитию. Это станет возможным только при вложении резервных средств в экономику и развитие инфраструктуры. При этом должна возрасти роль государства как главного регулятора экономических процессов. Не может нормально развиваться тело без головы.

Надо создать мощный государственный сектор экономики, национализировав естественные монополии и базовые отрасли. Государство для выполнения своих функций должно иметь мощную государственную производственную базу, а не уповать только на фискальные функции.

Следует перекрыть каналы утечки капитала через офшорные зоны и зарубежные дочерние предприятия, ограничить вывоз капитала юридическими и физическими лицами. По оценкам экспертов, в 2015 году из экономики России может быть выведено более 100 млрд. долларов. На фоне снижения инвестиционной активности сокращение денежной массы внутри страны является дополнительным негативным фактором.

Надо больше уделять внимания внутреннему рынку страны, чем внешним связям, которые делают Россию потребителем высокотехнологичной продукции, а не партнёром.

Пора остановить приватизацию и установить мораторий на банкротство промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Субсидии сельскому хозяйству следует установить на уровне стран Евросоюза; остановить рост внутренних цен на газ, электроэнергию, горючесмазочные материалы, особенно для сельского хозяйства; ввести прогрессивный налог на доходы и сверхдоходы. Даже Обама повысил налог на сверхбогатых до 29%.

Остаются актуальными предложения КПРФ по госмонополии на производство и реализацию винно-водочной продукции и табачных изделий.

Надо немедленно реформировать систему подоходного налогообложения физических лиц. С учётом мирового опыта на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% можно оставить для доходов до 250 тысяч рублей в месяц. Минимальный необлагаемый налог оставить на уровне 15 тысяч рублей в месяц. Для сравнения: например, в Бразилии эта сумма составляет 24 тысячи рублей, в странах Европы — около 30 тысяч. Для доходов от 250 тысяч до 1 млн. рублей ставка налога должна составлять 30%, свыше 1 млн. рублей — 50%. Такая ставка, например, установлена в Англии, Израиле, в Китае — 45%, в Швеции — 57%, в Дании — 65%, в США — 39,6%, а с 1934 по 1964 год ставка налога в США на такой доход составляла 91%.

Если в России только с доходов свыше 10 млн. рублей брать НДФЛ по ставке 50%, то лишь с декларируемых доходов, которые трудно утаить, бюджет получит дополнительно свыше 1 трлн. рублей. А если ввести нормальную среднеевропейскую шкалу подоходного налога и выявлять доходы так, как это принято в развитых странах, наш бюджет получит дополнительно не менее 3 трлн. рублей.

Конечно, приведён далеко не исчерпывающий список срочных мер. Очень многое в их реализации зависит от руководства страны. Высокий профессионализм, знание дела, заинтересованность совершают чудо. Как тут не вспомнить тезис И.В. Сталина, сказавшего: «Кадры решают всё!» К сожалению, кабинет Медведева разделяет все иллюзии компрадорской власти и собственности, как самодержавие разделяло иллюзии монархического строя. Вообще главе правительства не-

обязательно разбираться во всём и вся. Зато он обязан организовать такой кабинет, который разбирается во всех тонкостях финансов и функционирования современной экономики. А с этим-то как раз крайне плохо. Кадры подобраны не по деловому принципу и преданности государственным интересам, а по клановой принадлежности. Но дело не только в персоналиях, а и в господствующей олигархически-компрадорской системе, от которой неотделима вся власть.

Время ещё не упущено

Обстановка требует оперативного реагирования и принятия проверенных временем мер. Вопреки здравому смыслу, вместо очевидного правительство России делает всё наоборот. Поэтому итог плачевный. Антикризисные планы правительства оказались блефом. Каждому патриоту России стыдно и больно, что самая богатая страна мира вот уже почти 25 лет опускается в нищету и в пропасть небытия. Растаскивание народного достояния приобрело невиданные масштабы. Правительство сетует на нехватку средств, урезает расходы бюджета, отказывается от индексации заработной платы, пенсий и т.д., хотя денег в стране достаточно. Но чтобы их привлечь на общую пользу, нужна политическая воля, отсутствием которой давно страдает нынешняя власть, потакая интересам вороватых олигархов. Эти средства лежат на поверхности: обеспечить собираемость налогов хотя бы на уровне 90%, изменить порядок изъятия природной ренты не только в области добычи нефти и газа, но и в разработке лесных, водных богатств, ввести прогрессивную шкалу налогообложения, ввести госмонополию на производство и реализацию винно-водочной и табачной продукции, провести не на словах, а на деле деофшоризацию экономики, перекрыть все каналы утечки финансов за рубеж, подавить коррупцию, повысить дисциплину и ответственность перед законом чиновников всех уровней за укрывательство доходов и неуплату налогов, прекратить выплату «золотых парашютов» и привести к разумному уровню заработную плату чиновников верхнего уровня и руководителей корпораций и т.д. Реализация указанных мероприятий может удвоить доходы федерального бюджета, и правительству не надо будет прибегать к постыдному залезанию в карманы нищего народа, придумывая всякого рода новые налоги и отменяя мизерные льготы.

Обстановка становится всё более взрывоопасной. Главная проблема текущего момента в том, что олигархически-компрадорское государство недееспособно в принципе и только усугубляет драматический системный кризис, ведя его к внутриполитическому. Компрадорский режим держится уже на волоске истории. Один неверный шаг, одна малая искра — и критическая масса выплеснется невиданной энергией. Пока ещё народ даёт шанс Кремлю, пока ещё верит в чудо и спасителя. Но упущено слишком много времени. Нужны неординарные меры, чтобы избежать грозящей катастрофы. Мы считаем, что время ещё не упущено и многое можно решить, но для этого нужны принципиально иная политика и другая команда. С нынешним составом правительства решить ничего невозможно. Поэтому мы ставим перед президентом России требование отправить правительство Медведева в отставку и немедленно приступить к формированию Правительства народного доверия, в состав которого должны войти представители всех фракций Государственной думы.

Спасение России — в руках её народа!

КПРФ ни на йоту не сомневается, что нашему народу хватит и сил, и исторической мудрости, и социальной консолидации, чтобы найти достойный выход из того труднейшего положения, в какое загнали нашу страну власть и собственность продажных компрадорских временщиков. Россия не погибнет. Её зарубежные доброхоты этого не дождутся, как бы ни старались. Вместо компрадорской России из горнила испытаний выйдет Россия социалистическая, сильная и независимая.

Владимир Кашин

Источник: gazeta-pravda.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply