Снижение смертности на автодорогах не всегда требует дорогостоящего строительства развязок, подземных и надземных переходов и т.п. – во многих случаях достаточно установить светофор.
Однако решение этой внешне простой задачи порой занимает годы. Участники экспертного совещания на площадке Центра «Народная экспертиза» ОНФ назвали основной причиной этого отсутствие межведомственного взаимодействия при оборудовании дорог светофорами. Как показывает практика, от принятия решения об установке светофора до момента, когда он заработает, обычно проходит от 1,5 до 3 лет.
По мнению участвовавших в совещании специалистов в области организации дорожного движения и системного анализа, проблемы начинаются с отсутствия единого подхода к принятию решений об установке светофорного объекта. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Пенза, такие решения принимаются Центрами организации (управления) дорожного движения при местных администрациях. Однако в большинстве регионов рассмотрением вопроса занимаются разнообразные комиссии из представителей администраций и различных ведомств с привлечением общественности или без ее участия. Сроки принятия решения комиссиями не регламентированы и могут быть самыми разными.
Еще один фактор, тормозящий появление новых светофоров, – подземные коммуникации, принадлежащие различным организациям, с каждой из которых нужно пройти процесс согласования. Отдельно эксперты указали на сложность в согласовании подключения светофорного объекта к источникам энергоснабжения. А когда все согласования пройдены, бывает, что уже построенный объект не работает более полугода из-за сложностей с подключением к сетям.
Поскольку есть участки дорог, где ДТП носят серийный характер и промедление в установке светофора измеряется человеческими жизнями, эксперты предлагают в качестве оперативной меры шире применять временные светофорные объекты на период, пока ведутся согласования и работы по основному проекту. Хотя такое решение подходит только для дорог с двухполосным движением, его применение доказало свою эффективность. Как показывает опыт некоторых городов (Москва, Сочи и др.), от принятия решения об установке временного светофора до его пуска может пройти не больше недели.
В то же время отмечалось, что многие вопросы могут быстро сниматься под воздействием административного ресурса. Именно так было после резонансной аварии под Подольском в июле 2013 г., когда в результате столкновения грузовика с автобусом погибли 18 человек. На проблемном перекрестке, где и раньше случались серьезные ДТП, светофорный объект установили на третий день после происшествия.
«Подобные примеры – следствие запущенности проблемы, равнодушия к тревожным сигналам об опасных местах на дорогах. На днях мы вернулись из Бурятии, где в рамках проекта «Карта жизни» провели мониторинг дорожных участков в Улан-Удэ, на которых ДТП с пострадавшими и погибшими случаются регулярно. По мнению экспертов, например, на ул. Жердева ситуацию может исправить установка светофора. Так считают и в республиканском управлении ГИБДД, но ситуация до сих пор не менялась», – отметил директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев.
Другой пример – нерегулируемый перекресток автотрассы «Санкт-Петербургское южное полукольцо» с дорогой Павловск – Косые Мосты, давно пользующийся у автомобилистов и местных жителей дурной славой. Как выяснили активисты Центра «Народная экспертиза», за 9 месяцев этого года здесь в ДТП погибли 5 человек, еще 15 – ранены. За весь 2014 г. на этом месте погибли 4 человека, были ранены – 10. Налицо тенденция к росту числа ДТП со смертельным исходом, и если не установить без промедления светофорный объект, то в ближайшие 1,5 года здесь могут погибнуть еще десять человек.
«Эксперты выявили целый комплекс проблем, в числе которых основные – сроки установки светофоров, сложности согласования, трудности подключения к коммуникациям. Совещание показало, что здесь нет готовых решений, каждый аспект требует тщательной проработки с широким привлечением экспертного сообщества и общественности. Но уже сейчас очевидно, что следует выработать единый подход к регулированию «светофорной» сферы. Сейчас здесь разнобой. В одних городах решения об установке светофоров принимают комиссии по безопасности дорожного движения, в других – центры по организации дорожного движения, в-третьих – департаменты транспорта или управления дорожного хозяйства. В результате и эффективность этой работы разная. В целом же в регионах должны прийти к таким решениям, которые позволят существенно сократить сроки установки светофоров и таким образом создать предпосылки к исполнению майского указа президента РФ, лидера ОНФ о сокращении смертности на дорогах. Нельзя забывать, что счет идет на человеческие жизни», – заключил Николай Николаев.
Николай Николаев
Источник: onf.ru