Почему Барак Обама наложил вето на законопроект о военной помощи «незалежной»
Президент США Барак Обама наложил вето на законопроект о военном бюджете страны на 2016 год. Документ, помимо прочего, предусматривал выделение 300 миллионов долларов на военную помощь Украине. Предполагалась, что на эту сумму Пентагон, если сочтет нужным, может поставить «незалежной» боеприпасы, беспилотные аппараты, противотанковое оружие, минометы и другую технику.
«Я собираюсь вернуть законопроект обратно в Конгресс. И мое послание конгрессменам очень простое: «Давайте сделаем это правильно», — заявил Обама, говоря о своем решении. По словам президента США, предложенный закон «полон уловок». К примеру, некоторые пункты в законопроекте финансируются, как военные операции за рубежом в нештатном режиме.
Кроме того, Обама отметил, что некоторые положения бюджетного проекта могут помешать закрытию печально известной базы в Гуантанамо, которая «устарела и вообще слишком затратна». Да и вообще, по словам пресс-секретаря Госдепа США Джоша Эрнеста, документ смело можно назвать «проявлением безответственного подхода» к финансированию военных нужд страны.
Военная помощь Украине — лишь мизерная часть военного бюджета США, который составил 612 миллиардов долларов. Тем не менее, для Киева, в отличие от Вашингтона, это немалая сумма, и теперь он рискует остаться и без нее. Под сокращение могут попасть и другие не слишком важные программы. Например, помимо помощи Украине проект бюджета предусматривал выделение 600 миллионов долларов на программу обучения «умеренной оппозиции» в Сирии. Если учесть, что текущий проект, на который было выделено полмиллиарда долларов, откровенно провалился (командование США официально признало, что из натренированных бойцов на стороне коалиции воюют 4−5 человек), этот пункт тоже может быть пересмотрен.
Лидер республиканского большинства в Сенате США Митч Макконелл раскритиковал Обаму за наложение вето и выразил уверенность в том, что верхняя палата сможет преодолеть запрет президента. Ведь за проект бюджета проголосовали 73 сенатора, а для того, чтобы отменить вето, нужно только 67 голосов. Но эксперты не разделают уверенность Макконелла, тем более, что решения одного Сената недостаточно — за отмену вето должен проголосовать и Конгресс. Скорее всего, республиканцам придется все же пересмотреть свой проект бюджета. Это значит, что статья военных расходов на нужды Украины тоже может пойти «под нож», несмотря на многочисленные просьбы Петра Порошенко и Арсения Яценюка о предоставлении «незалежной» американских вооружений.
— Вето Обамы связано с проблемами в бюджетном законодательстве США, — объясняет главный научный сотрудник Института США и Канады, доктор экономических наук Владимир Васильев. — В 2011 году с подачи республиканцев был принят закон, основное содержание которого заключается в секвестре как военных, так и гражданских статей бюджета, чтобы через десять лет свести к нулю дефицит федерального бюджета.
Когда в 2012 году стало ясно, что это невозможно по многим причинам, республиканцы и демократы достигли компромисса и ввели мораторий на секвестр сроком на два года. Сейчас этот мораторий заканчивается. Так как нынешний бюджет сверстали республиканцы, все довольно просто. Они сократили секвестр гражданских статей, а военные не тронули. Те 38 миллиардов долларов на военные расходы, которые предполагалось подвести под секвестр, они провели по статье борьбы с терроризмом, которая освобождена от урезания. Таким образом они наказали демократов дважды. Потому что эта сумма в 38 миллиардов теперь должна быть высчитана из социальных расходов.
В предвыборный год Обама не может этого допустить, если он не хочет обрушить рейтинг Демократической партии. Вот поэтому, если в общих чертах, он наложил на военный бюджет вето, причем впервые за много десятилетий. Военные расходы всегда были для Вашингтона «священной коровой», и вето на них накладывали очень редко.
Это очень серьезный момент и часть бюджетного кризиса, который длится в США. В ноябре законодателям предстоит рассмотреть вопрос об очередном повышении потолка государственного долга. Кроме того, федеральное правительство в этом году осталось без бюджета и финансируется по временной схеме до 11 декабря. Сейчас сложно сказать, как будет решен этот вопрос.
«СП»: — А если Сенат сможет преодолеть вето?
— Возможно, Сенат действительно сможет преодолеть президентское вето. Но вероятность этого крайне мела. За бюджет проголосовало 73 сенатора, но не факт, что все эти сенаторы поддержат отмену вето. Потому что из этих 73 около 15 сенаторов принадлежат к Демократической партии. Они проголосовали за бюджет, когда до конца было не ясно, наложит на него Обама вето или нет. Теперь, когда стало очевидно, что он блокирует закон, они могут переметнуться на его сторону.
Кроме того, Палата представителей, то есть Конгресс, почти наверняка не соберет достаточно голосов для преодоления вето. Одного Сената недостаточно. Это значит, что всю эту бюджетную заявку придется переформатировать. Администрация президента выступала против поставки оружия Украине, поэтому во время пересмотра бюджета этот вопрос может быть затронут. Тем более, что бюджетная заявка была сверстана еще весной, когда сирийская проблема не стояла так остро.
Но и пересмотр бюджетной заявки — технически непростой процесс. Бюджетный кризис в США будет длиться еще как минимум два месяца. Что касается событий ближайшего времени, может дойти даже до технического дефолта Америки по долгам. Дойдет ли до этого станет ясно уже в конце ноября-начале декабря.
Начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков полагает, что для Вашингтона проблема Украины отходит на второй план.
— Основная причина нынешнего конфликта между республиканцами и демократами — грядущие президентские выборы в США. Лидер республиканцев прямо заявил, что Обама своим вето ставит в рискованное положение вопросы национальной безопасности США. Мол, в мире напряженная обстановка, а демократы намерены за счет военных расходов залатать дыры в общем бюджете США, пустить их на другие цели и сгладить печальную ситуацию в экономике и социальной сфере, которая наблюдается при правлении администрации Обамы.
Что касается конкретных статей, таких, как поставки оружия Украине или закрытия базы в Гуантанамо, торг идет о том, где находить на это средства. Здесь возможен какой-то компромисс. На первый взгляд республиканцы настроены решительно, но что-то подсказывает, что решение, устраивающее всех, будет найдено. Скорее всего, средства с этих статей будут перераспределены на конкретные долгосрочные военные программы.
Само по себе нежелание поставлять оружие на Украину — не основная причина вето Обамы. Более того, определенные поставки нелетальных вооружений уже давно ведутся. На Украине появляются американские радары, которые используются для обнаружения артиллеристских установок, постоянно присутствуют специалисты из США и так далее. Эта помощь не афишируется, но развивается, и будет развиваться и дальше. Споры о военном бюджете США касаются их самих, это внутренняя ситуация на фоне предвыборной гонки.
«СП»: — Получается, что администрация Обамы хочет урезать военные расходы даже в такой непростой военно-политической обстановке, как сейчас?
— Республиканцы именно в этом Обаму и обвиняют. Но все дело в том, что в момент, когда президентская гонка выходит на финишную прямую, Обама хочет немного выправить ситуацию внутри страны. Для американского обывателя приоритетны вопросы, которые касаются лично его. Это, прежде всего, плачевная ситуация в медицине, социальной сфере, в целом экономике.
Военный бюджет используется демократами, как средство, которое позволяет на тактическом уровне заткнуть дыры. Это не значит, что они серьезно хотят сокращать расходы на оборону. Обама и сам говорил, что долгосрочные программы не будут свернуты, позднее, так или иначе, средства на их финансирование будут найдены.
На самом деле радикальных противоречий по военным расходам, как и по внешней политике между республиканцами и демократами нет. Они расходятся в тактических, но не в стратегических моментах. У них практически одинаковое отношение к России, Украине и конфликту на востоке этой страны, к Сирии и так далее. Тут разногласий между ними нет.
«СП»: — Что ждет статью о военной помощи Украине при пересмотре бюджета?
— Возможно, она будет урезана. Хотя на самом деле эти 300 миллионов из 612 миллиардов бюджета для США — не такие большие деньги. Тем более, что есть определенные средства, которые могут быть косвенно добавлены в военные расходы. Но это политический момент. Готовы ли США реально поставлять Украине летальное оружие и полноценно ввязываться в конфликт? Это вопрос не средств, которые у них, безусловно, имеются. Тем более, что поставка устаревших вооружений, которые помогут украинцам попытаться военными методами решить конфликт, не так уж дорого обойдется США. Все необходимое для этого у них есть. Это вопрос политической воли, а не денег. Но есть ли сейчас это воля — большой вопрос?
«СП»: — Почему?
— На фоне ситуации на Ближнем Востоке и в Африке Украина отходит на второй план. Если нестабильность на Востоке американские аналитики просчитывали и готовились к ней, то Украину они не спрогнозировали. Сейчас ситуация на Украине осложнилась, и на фоне и без того не лучшего положения демократов в президентской гонке, она стала болевой точкой, которая способна не улучшить, а ухудшить их позиции.
Поэтому Украина в американской повестке будет отходить на второй план, а на первый выйдут угрозы, которые больше находятся в центре внимания общественности США. По большому счету, к украинскому конфликту американский обыватель никогда не проявлял особого интереса. Для них все это далеко и слишком непонятно.
Анна Седова, Владимир Васильев
Источник: svpressa.ru