“Красногорский стрелок” как диагноз системе

“Красногорский стрелок” как диагноз системе

Чудовищная история с расстрелом красногорским бизнесменом местных чиновников прямо в здании администрации неожиданно вновь высветила системные проблемы подмосковного региона: несменяемость власти, коррупция, сращивание бизнес-элит и системы управления. Эксперты не исключают, что за “делом Георгадзе” последуют серьезные административные и кадровые решения, однако в полное искоренение коррупции в Подмосковье не верят.

Проблему несменяемости власти неоднократно поднимал депутат Совета депутатов Серпуховского района, член комиссии по правовым вопросам, противодействию коррупции, контролю за деятельностью администрации Николай Дижур.

“В отдельных районах чиновники сидят на своих постах десятилетиями. Тот же Борис Рассказов работает в администрации Красногорского района с 1982 года, а возглавляет ее с 1996 года – дольше, чем “правил” Брежнев”, – подчеркнул собеседник “Росбалта”.

Выступая на заседании Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский выразил мнение, что именно Рассказов “виноват в том, что сложилась эта мафия в регионе”. “Нельзя одному человеку 20 лет находиться у власти на одном участке. Вся Московская область в таком состоянии”, – подчеркнул депутат.

В свою очередь руководитель кафедры права МФТИ, политик Борис Надеждин заметил, что такое вот “постоянство” – проблема 90% регионов. “Следствие: сращивание государственного аппарата с бизнесом, и, к сожалению, местами криминальный характер этой связи”, – заметил он.

Однако, как признался Дижур, с назначением губернатором Московской области Андрея Воробьева в регионе началась тотальная смена власти. Правда, бороться с коррупцией это, почему-то, не помогло, резюмировал он.

Надеждин объяснил: то, что происходит сейчас в Московской области – банальная перетасовка. “Был Александр Ходырев главой Реутова – стал главой Королева. Был один челокек прокурором – стал главой Клинской администрации. То же происходит по всей стране. Был Николай Меркушкин главой Мордовии, стал Самарским губернатором и т.д.Та еще смена власти”, – иронизировал собеседник “Росбалта”.

Что касается истории с Георгадзе, по мнению Надеждина, проблема была в том, что с приходом нового губернатора в области начался серьезный передел строительного рынка: “правила начали меняться, подмосковная администрация забрала все согласования в сфере строительства, причем, делалось все достаточно жестко”. Вероятно, новые правила игры породили немало проблем у “старожилов” строительной отрасли.

“Все это можно было бы принять за попытку сломать сложившиеся коррупционные связи. Проблема только в том, что вместо старых связей возникают новые, и каждый такой передел – это в том числе и стрельба, к сожалению”, – поделился мнением эксперт.

По его словам, часто борьбу с коррупцией подменяют показательными расправами над отдельными коррупционерами. “Конечно, нужно сажать тех, кто совсем обнаглел. Но проблема не в том, чтобы плохих коррупционеров заменить на хороших. Решение лежит в совершенно иной плоскости – в создании открытой конкурентной политической системы”, – резюмировал Надеждин.

“У меня были большие надежды на Воробьева. Но губернатор в регионе сменился, а система управления осталась прежней. Суть ее в том, чтобы расставлять повсюду лояльных людей. При этом полностью игнорируется мнение местных элит. Сам подход не меняется. Принимаются волюнтаристские решения, например, объединение крупных городов, таких, как Железнодорожный и Балашиха. Все это делается под конкретных людей, а потом выстраивается та же конструкция управления”, – полагает Надеждин.

“Но я совершенно далек от того, чтобы обвинять в этом Воробьева. Это общероссийская история, способ управления, диктуемый сверху”, – добавил он.

В свою очередь председатель президиума Московской коллегии адвокатов “Бинецкий и партнеры”, профессор, а также координатор движения “Общественная антикоррупционная инициатива” Алексей Бинецкий не исключил, что история с “красногорским стрелком” приведет к очередным административным и кадровым решениям.

Однако ни укрупнение, ни кадровые перестановки, по мнению эксперта, не приведут к полному искоренению коррупции в регионе. Как полагает собеседник “Росбалта”, сейчас речь лишь о том, чтобы “привести коррупцию к цивилизованным нормативам”.

Определенную роль в этом процессе, по словам Бинецкого, способно сыграть и укрупнение до городских округов, посредством которого подмосковные власти пытаются “свести административно-решательский аппарат к минимуму, ограничить число игроков”.

Оставшихся будут либо жестко контролировать, либо договариваться с ними, предположил собеседник “Росбалта”. В любом случае, речь будет идти о конкретных чиновниках, которые управляют большими районами: в их руках сосредоточены финансы, информационные потоки – с них, стало быть, и спрос. “Возможно, нас ждут изменения законодательства, связанные с персональной ответственностью назначаемых глав новых образований”, – отметил Бинецкий.

По мнению эксперта, такие меры если и не искоренили бы коррупцию, то, как минимум, сдерживали бы аппетиты чиновников. “Коррупция есть в любом обществе, но она осторожна, и играет по тем правилам, когда коррупционные действия хоть и приводят к обогащению отдельных лиц, но не наносят вреда обществу. Есть случаи, когда мы все понимаем, но доказать не можем – это и есть “цивилизованная коррупция”, – заключил эксперт.

В свою очередь глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил “Росбалту”, что проблема не в сменяемости власти как таковой, а в конкретных руководителях и деятельности правоохранительных органов, на которых сегодня лежит большая ответственность.

“Решение проблем с коррупцией кроется в персональной ответственности и изменении самой структуры управления”, – убежден Кабанов. По его словам, вопреки всеобщему заблуждению, в России достаточно чиновников, которые хоть и находятся у власти десятилетиями, но делают свою работу достойно.

В качестве позитивного тренда эксперт обозначил появление кадровых чиновников. “Это не бизнесмены. Они делают карьеру именно во власти, и коммерция им попросту не интересна”, – подчеркнул собеседник “Росбалта”.

Кроме того, как считает Кабанов, можно попросту лишить чиновников такого рода “бизнеса”, упростив государственные процедуры. “Коррупционные схемы кроются именно здесь. Возьмем, к примеру, загранпаспорт. Раньше получить документ без очереди и бюрократических проволочек стоило порядка $150-200. Сегодня процедуру изменили, ввели электронную регистрацию, и проблема ушла”, – заметил он.

То же следует сделать и в других сферах и отраслях, считает Кабанов. Что до сменяемости власти, секрет, очевидно, кроется не в самой смене, а в ее целесообразности.

 

Анна Семенец

Источник: rosbalt.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий