Глава государства опять вернулся к наболевшей теме итогов модернизации белорусской деревообработки, высказав надежду, что его больной мозоль трогают в последний раз. На самом деле, тут еще не паханое поле проблем.
На состоявшемся совещании президент Беларуси Александр Лукашенко вынужден был признать, что все предыдущие усилия по финансовому оздоровлению модернизированных предприятий деревообработки не принесли ожидаемого результата. Даже последний указ президента №257, принятый в июне текущего года, практически ничего не изменил. Документом предусматривалось, что проблемные активы (непогашенные кредиты) девяти модернизированных предприятий, будут выкуплены Министерством финансов, и далее реструктуризированы при условии, что эти предприятия предоставят свои бизнес-планы по выходу из кризиса и погашения долгов. Далее в дело должен был подключиться Банк развития. Однако, как было озвучено на совещании, из девяти предприятий только три смогли получить одобрение своих планов со стороны Банка развития. Все остальные предлагали нечто несерьезное.
По итогам совещания президент принял решение о передаче активов базовых предприятий деревообработки Банку развития, надеясь, что столь финансово мощный и компетентный орган сможет решить наболевшую проблему. Если взглянуть в суть проблемы, по получается, что Банку развития сейчас придется вливать в погрязшую в долгах деревообработку дополнительные средства, чтобы действительно вывести ее на мировой уровень. Ведь прошедшая модернизация, если сравнивать ее уровень даже с соседними странами не выдерживает никакой критики.
Так получилось, что как раз накануне совещания у президента, оценку модернизации белорусской деревообработки дал заместитель министра экономики Беларуси Дмитрий Крутой. По его словам, в настоящее время экспорт белорусской деревообработки составляет всего 1,2 млрд рублей в год. Из них экспорт мебели, то есть товаров с высокой добавочной стоимостью, – всего 400-500 млн рублей. Для примера Дмитрий Крутой привел Польшу, которая сопоставима с Беларусью по объему лесного фонда. Наш сосед только мебели экспортирует на 6 млрд долларов (в 12 раз больше Беларуси). Это только мебель, нее говоря уже про бумагу и все остальное.
“Вся модернизация деревообработки она сегодня закончилась на полуфабрикате – на древесной полите. Да, мы ее сегодня продаем, хвастаем, у нас есть достижения. 800 тыс. кубических метров древесной плиты вывезли – такого никогда не было. На 120 миллионов долларов положительное сальдо, мы практически сейчас не импортируем древесную плиту. Вроде все хорошо, но в масштабах того, что реально нужно было сделать, это капля. Если бы мы из этих 800 тыс. кубометров плиты сделали мебель, то эффект был бы совершенно другой. При этом в Беларуси растет импорт мебели в том числе даже из Китая. Это пример неэффективной отраслевой политики по модернизации деревообработки”, – заявил Дмитрий Крутой.
Иными словами, несмотря на прошедшую модернизацию деревообработки, Беларусь по-прежнему является поставщиком сырья для высокотехнологичного западного производства. Только если раньше мы поставляли лес, то теперь древесные плиты – разница небольшая и она точно не сможет покрыть расходов страны на модернизацию.
Чтобы действительно сделать конкурентоспособную деревообработку Беларуси нужно довести модернизацию до логического конца, и производить товары с высокой добавочной стоимостью. Для этого нужно кардинально менять бизнес-процессы во всей отрасли, не говоря уже о том, что опять придется вкладывать немалые средства. Как государство умеет это делать, мы уже видели.
Правда есть и другой вариант. Получив в свое распоряжение активы проблемных предприятий, Банк развития может выставить их на продажу и привлечь в отрасль грамотного инвестора. Вот только согласится ли президент, который очень рьяно бережет белорусские природные ресурсы.
Александр НАДИШИН
Источник: realty.ej.by