Менее чем через две недели США рискуют нарушить потолок госдолга в 18,1 трлн долларов, что будет означать дефолт. В объявление реального дефолта американской экономики мало кто верит. Однако инвесторы все же волнуются, и уже несколько дней увеличивается доходность ценных бумаг казначейства США. Если не дефолта, то чего они боятся?
К 3 ноября США рискуют нарушить потолок госдолга в 18,1 трлн долларов, что будет означать дефолт. Только решение Конгресса поднять потолок задолженности может спасти страну от дефолта. Однако стычки демократов администрации президента и республиканцев из Конгресса по поводу возможного дефолта США заставили волноваться инвесторов.
Госдолг США достигнет установленного лимита к 3 ноября, пишет Financial Times. Однако пока ни Белый дом, ни Сенат не объявляли о принятии законопроекта, который бы позволил поднять этот лимит и избежать дефолта без конфликтов. Вместо этого республиканцы и демократы только обмениваются колкостями о возможном дефолте, который может потрясти мировую финансовую систему и веру в США.
Министр финансов США Джейкоб Лью еще 2 октября забил тревогу в своем письме к Конгрессу. Он тогда предсказал, что минфин исчерпает деньги, и США достигнут потолка своего госдолга уже к 5 ноября, то есть раньше, чем предполагалось. Он объяснил, что налоговые выплаты, полученные в сентябре, оказались ниже, чем ожидалось, так что правительство получит менее 30 млрд долларов наличных денежных активов к началу ноября. Отсюда и более ранний срок достижения потолка госдолга.
На следующий же день и сам президент Барак Обама призвал Конгресс как можно скорее разобраться с вопросом повышения потолка госдолга, заявив, что не намерен вести переговоры по данному вопросу.
По его словам, если лимит не будет повышен, «это приведет к серьезным последствиям для мировой экономики, а также отправит финансовую систему страны в такое падение, которое мы наблюдали в 2007 и 2008 годах». «Это очень важная вещь, так что мы не намерены это обсуждать. Это нужно сделать в течение ближайших пяти недель», – предупредил в начале октября Обама.
Президент напомнил, что увеличение лимита «не позволяет стране тратить больше, это просто дает возможность платить по счетам, которые уже выписаны». «Именно таким образом США поддерживают свой хороший кредитный рейтинг», – добавил он. Именно эти слова он говорит каждый раз, когда страна встает перед необходимостью повысить лимит госдолга.
Дефолт США
Неповышение потолка госдолга США означает технический дефолт страны, последствия которого предсказать не берутся даже гуру экономики, учитывая, насколько тесно американская экономика интегрирована в мировую. Но мало никому не покажется. Кроме автоматического увеличения доходности гособлигаций, выпущенных минфином США, это большой репутационный удар по долларовой гегемонии.
Сейчас иностранные центробанки владеют гособлигациями США и продолжают их покупать, кредитуя американцев. После дефолта эта гавань исчезнет, никто не захочет больше держать свои резервы в американских бумагах и долларах. Акциям американских компаний также больше не будет доверия, фондовый американский рынок рухнет. Насколько сильно упадет жизнь американцев, можно только гадать, не исключено, что до уровней африканских экономик.
Из года в год администрация и Конгресс довольно безропотно около 80 раз поднимали потолок госдолга. Ситуация изменилась в 2011 году. Тогда партии не могли прийти к согласию почти три месяца, риски технического дефолта впервые были так высоки. Даже рейтинговое агентство Standard & Poor’s впервые в истории понизило суверенный рейтинг США.
Осенью 2013 года снова разгорелись серьезные дебаты между республиканцами и демократами по долгу. Из-за отказа республиканцев проголосовать за повышение потолка госдолга в США администрация ответила тем, что более двух недель не работала часть правительственных учреждений. Закончилось все снова традиционно: планка госдолга была поднята.
Чего реально боятся инвесторы?
Все эти разговоры о том, как плохо жить не по средствам и за счет остального мира, всегда заканчиваются исправлением закона. Нет никаких оснований ждать иного исхода и сейчас. Тем более, это решение – не такое сложное, как, например, у Греции или Украины. Им, чтобы избежать дефолта, пришлось сесть на кредитную иглу ЕЦБ и МВФ, сделать свои решения и экономику послушной любым требованиям кредиторов, что пока лишь снижает уровень жизни греков и украинцев. США же всего-то и надо, чтобы избежать дефолта, что принять закон – поставить подпись президента и одобрить Конгрессом. И эта бумага снова даст возможность американской экономике вполне неплохо жить за счет других, совершенно не лишая себя самостоятельности в принятии экономических решений.
Собственно, большинство инвесторов и аналитиков, как и всегда, не ждут, что США объявят реальный дефолт. Реальная борьба по госдолгу США идет на самом деле не в экономической, а в политической плоскости. Республиканцы пользуются своим правом не одобрить повышение госдолга, чтобы, например, заставить президента сократить расходы на оборону или набрать политические очки.
Опасения инвесторов вызывает именно риск внутриполитического противостояния. Сама возможность этого оказывает влияние на финансовые рынки и наносит вред американской экономике. Так, в 2011 году Вашингтон заплатил за задержки с решением данного вопроса увеличением стоимости заимствований на 1,3 млрд долларов, посчитали в управлении по подотчетности правительства в Конгрессе США. Сейчас волнения инвесторов из-за неясности вокруг госдолга уже заметно повысили доходность ценных бумаг казначейства США в последние дни.
Впрочем, получив негативный опыт от противостояния, вероятно, на этот раз таких баталий никто не захочет допускать. Обама в начале октября попытался уверить, что не намерен использовать проблему госдолга и тему прекращения работы правительства из-за отсутствия финансирования в своих политических целях. «С моей стороны будет безответственно угрожать республиканцам закрытием правительства и отказом одобрить повышение потолка госдолга, если они не проголосуют за введение правил по контролю за оружием, которые остановят массовые убийства. И американский народ справедливо будет возражать против этого», – сказал Обама.
Между тем именно при Бараке Обаме проблема госдолга стала особенно острой. За время его правления и так высокий госдолг страны увеличился еще на 70%. Когда Барак Обама возглавил США в 2009 году, госдолг составлял 10,6 трлн долларов, теперь – более 18 трлн долларов. «Это печальный рубеж для Америки», – говорил председатель национального комитета Республиканской партии Райнс Прибус. Он помнит, как в 2008 году Обама сам критиковал Джорджа Буша-младшего за то, что при нем государственный долг США увеличился на 4 трлн долларов. Но при самом Обаме долг вырос уже почти на 8 трлн долларов, и это явно не предел.
Источник: via-midgard.info