В Израиль я приезжаю довольно часто. И по делам, и на праздники. Сейчас приехал на беду.
Нынешняя волна террора направлена впрямую против евреев, живущих в Израиле, но и евреи России — по крайней мере, те из них, кто ощущает духовную связь с Эрец-Исраэль — воспринимают происходящее в ней как собственную боль, как свою проблему.
Поэтому мы не могли остаться в стороне. Поэтому делегация Российского еврейского конгресса (РЕК) сегодня здесь. Мы приехали не с пустыми руками. Накануне РЕК обратился через социальные сети с призывом собрать средства в помощь пострадавшим в терактах израильтянам.
Отклик был шквальным. Только с моей личной страницы в “Фейсбуке” — более 500 перепостов, более тысячи положительных реакций (“лайков”). За несколько дней множество россиян перечислило пожертвования — в основном небольшие, но это и ценно: значит, необходимость в своем личном участии сознают не только те, у кого избыток денег, для кого благотворительность в порядке вещей, а простые люди — евреи и не только. Это массовый порыв.
Собранные средства мы привезли сейчас в Израиль. Они пойдут непосредственно раненным в недавних терактах, семьям погибших через структуры, уже сейчас опекающие их. С мэром Иерусалима Ниром Баркатом мы обсудили благотворительные проекты, которые будем осуществлять вместе. Один из них — в поддержку иерусалимских солдат-одиночек: значительная часть из них — русскоязычные ребята, чьи родители живут в России и странах бывшего СССР.
Мы — причастны. И для нас важно, что эта причастность проявляется именно в такой тяжелый момент, который переживает сейчас Израиль. Потому что родство и единство легко демонстрировать в благополучии и радости, но проверяются они — в беде.
Этот короткий эпизод со сбором средств убеждает в том, что для российских евреев Израиль — родная страна, что они ощущают себя органичной частью народа Израиля.
Возможно вам, живущим здесь, это не так понятно и не всем важно. Знаю, среди русских израильтян существует убеждение, что те, кто ощущает себя евреями, уже приехали, а те, кто остались — сделали свой выбор, они — “там”.
Не все так однозначно. У меня есть свидетельства того, насколько распространенное мнение отличается от реальной картины.
РЕК заказал исследование уровня антисемитизма в России у одной из самых уважаемых социологических организаций — “Левада-Центра”. Меня удивили, в частности, такие данные. 2% россиян и 3% москвичей заявили, что у них кто-то из родителей, бабушек и дедушек — евреи. А других родственников-евреев нашли у себя 8% опрошенных только в Москве. Мы, конечно, будем перепроверять полученные при опросах цифры — они и для нас сенсационны.
Но если они подтвердятся после более глубокого анализа — это говорит, во-первых, о том, что в такое напряженное для Израиля (да и для России) время значительная часть россиян не только имеет, но и декларирует свою принадлежность к еврейству. А во-вторых — что миллионы (да, в масштабах России это миллионы!) россиян сознают свою связь с Израилем на кровном, родственном уровне. И в-третьих, это означает еще и то, что потенциал алии из России составляет от миллиона до двух, а с учетом членов семей — еще больше.
Мне, руководителю российской еврейской организации, важно обеспечить комфортную жизнь евреев в России. Но израильтянам — русским израильтянам особенно, а соответствующим государственным структурам Израиля в первую очередь — следует учитывать этот потенциал, который может стать и перспективой.
Юрий Каннер
Источник: 9tv.co.il