Гуманитарный кризис, проблема беженцев – «историческая проба на прочность Европы», заявила канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) перед тем, как отправиться искать выход из иммиграционного тупика в Брюссель и Анкару.
Правительственное заявление, в котором федеральный канцлер в очередной раз пыталась объяснить, что отгораживаться от беженцев заборами – не вариант спасения Европы, и вновь обещала справиться с брошенным Германии историческим вызовом, кажется, не прозвучало достаточно убедительно для всех тех, кто был бы рад поддержать главу правительства, но совсем не уверен в её правоте. Не соглашаясь с позицией Ангелы Меркель по вопросу иммиграции, от лидера Христианско-демократического союза отворачивается значительная часть членов собственной партии. Молодёжная организация ХДС Junge Union настаивает на возведении заборов – виртуальных, то есть на ограничении числа принимаемых Германией беженцев. Полицейское руководство в лице лидера профсоюза немецких полицейских (Deutsche Polizeigewerkschaft) Райнера Вендта (Rainer Wendt) призывает построить забор – настоящий – на границе с Австрией, утверждая: транзитные зоны транзитными зонами, но если не обнести их высокой изгородью, беженцы всё равно будут проникать в страну.
В сентябре на экстренной встрече глав государств и правительств Евросоюза по вопросу беженцев так и не был решён принципиальный вопрос о механизме их распределения среди европейских государств. Продолжение переговоров отложили до октября. В конце прошлой недели, накануне визита Ангелы Меркель (Angela Merkel) в Турцию, европейские политики вновь обсуждали эту животрепещущую проблему. 160 000 человек будут распределены между странами Евросоюза, но Польша, Чехия и Словакия всячески препятствуют созданию механизма постоянного распределения людей на длительный срок – Германии со Швецией не удалось настоять даже на том, чтобы включить пункт о возможном создании такого механизма в будущем в итоговые документы этой брюссельской встречи.
Прежде чем принимать дальнейшие решения о механизме приёма беженцев всеми государствами Евросоюза, нужно добиться соблюдения уже принятых правил, напомнила Ангела Меркель в Брюсселе.
С этим как раз возникают проблемы. Фактически не соблюдается Дублинское соглашение о предоставлении политического убежища на территории той безопасной страны, на землю которой попал беженец. Не решены многие ключевые вопросы финансирования и обеспечения агентств Евросоюза персоналом, не говоря уже о реальном перераспределении людей: пока из 160 000 человек, которых решено расселить по всем странам ЕС, из Италии вывезены самолётом 19 беженцев из Эритреи.
Накануне встречи Европейская комиссия представила обзор мер, заранее согласованных между различными странами сообщества для разрешения ситуации. Итог предпринятых усилий плачевный: пока многие члены Европейского союза не желают или не в состоянии сдержать взятые на себя обязательства, не говоря уже о том, чтобы дополнительно проявить инициативу по примеру Германии.
В сентябре представители государств ЕС договорились не только увеличить фонд помощи на 1,7 млрд евро, доведя сумму, выделенную из бюджета Евросоюза на решение проблем беженцев в 2015−2016 годах, до 9,2 млрд. Ещё 500 млн должен составить дополнительный «сирийский» пакет, предоставленный непосредственно самими членами Евросоюза.
Пока, по данным президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера (Jean-Claude Juncker), члены Евросоюза перечислили в этот дополнительный фонд помощи Сирии только 8 млн. На помощь африканским государствам – её объём должен составить 1,8 млрд евро – пришли 9 млн евро – по три из Германии, Испании и Люксембурга.
Как рассказывала ранее «РГ/РБ», Евросоюз договорился с Турцией о плане по ограничению притока беженцев в Европу. Договорённости с Турцией и реформа системы предоставления политического убежища как попытка ограничить число беженцев, прибывающих в Европу, закреплены в итоговом коммюнике брюссельского саммита.
Встреча помогла достичь важных соглашений по безопасности, отмечает председатель Европейского совета Дональд Туск (Donald Tusk). Защита внешних границ Евросоюза должна быть улучшена при помощи «технических решений». В частности, Frontex – агентство Европейского союза по безопасности внешних границ со штаб-квартирой в Варшаве – получит не только возможность размещать свои «группы быстрого действия» в тех приграничных регионах, где наблюдается особый наплыв иммигрантов, но и разворачивать некоторых из них прямо на границах Европейского союза, а также организовывать авиарейсы для высылки лиц, не получивших убежища. В этом ключе велась дискуссия по поводу планов создания на базе Frontex «единой общеевропейской системы защиты границ и побережья». При этом организация Frontex вместе с ещё одним агентством – Европейским бюро поддержки в вопросах предоставления политического убежища (Europäisches Unterstützungsbüro für Asylfragen, EASO), базирующимся на Мальте, должна быть расширена на 1100 новых рабочих мест.
Однако пока члены Евросоюза смогли делегировать в EASO и Frontex только незначительную часть новых сотрудников.
Максим Смирнов
Источник: rg-rb.de