В Российском институте стратегических исследований (РИСИ) состоялся международный форум “Перспективы формирования международной коалиции по борьбе с “Исламским государством”. Одним из главных вопросов повестки дня стало участие Турции в борьбе с ИГ.
“Турция поддерживает ИГ, – заявил сопредседатель Международного союза курдских общественных объединений, член Национального конгресса Курдистана Мераб Шамоев. – Через границу оказывалась и военная, и политическая, и материальная помощь. Не секрет, что Турция покупала у ИГ нефть по демпинговым ценам, а также наносила удары по позициям курдов, прикрываясь кампанией против ИГ. План Турции по борьбе с курдами руками ИГ потерпел крах, и теперь она переводит стрелки на своего союзника – США. В конце января, говоря о боях за сирийский Кобани на границе с Турцией, Эрдоган заявил: “К сожалению, три самолета С-130 сбросили, что нужно было, но половина груза попала в руки “Исламского государства”. Так кто же после этого снабжает боевиков?” Аналогичным образом, по словам Шамоева, в руки террористов попало современное вооружение и в Ираке.
В ходе боев за сирийский Кобани, иракские и сирийские курды не раз заявляли, что располагают видеоматериалами, которые свидетельствуют о том, что турки оказывают помощь исламистам путем переброски через КПП на сирийско-турецкой границе вооружения, боеприпасов и даже усиливают подразделения ИГ личным составом.
В начале июня 2014 г. ИГ развернула масштабные боевые действия на севере Ирака, за короткое время захватила обширные территории и объявила поход на Багдад. Сегодня под контролем ИГ находятся треть Ирака и половина Сирии.
На площади от 40 до 90 тыс. кв. км под контролем ИГ находятся крупные иракские (Тикрит, Мосул, Фаллуджа, Таль-Афар) и сирийские (Ракка, штаб ИГ) города. В захваченных районах проживает до 8 млн. человек, преимущественно суннитов.
О намерениях и планах ИГ свидетельствует опубликованная в джихадистских сетях карта. На ней демонстрируется реальное и планируемое состояние Халифата в ближайшие пять лет. В его состав входят все без исключения мусульманские государства, в том числе Иран и Палестина, а также “оккупированные неверными мусульманские территории” – страны всего Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, Халифат претендует на западную Азию и Европу (Испанию, Балканы, Румынию и Австрию), а также на “мусульманские территории” Российской Федерации.
Главная причина успехов ИГ – давнее и страстное желание США дестабилизировать внутреннюю ситуацию в России и добиться свержения Путина. В свое время США сделали все, чтобы ИГ окрепла и включилась в борьбу против сирийского правительства Асада.
Именно поэтому ИГ имеет сегодня большие финансовые средства и материальные ресурсы, которые “Аль-Каиде” даже и не снились. Большую финансовую поддержку оказывали в свое время ИГ и монархии Персидского залива (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ). Солидный куш ИГ получило от захватов банков в Мосуле и других иракских городах, а также от продажи артефактов на захваченных территориях. Баррель нефти ИГ продает за $30, что в 2 раза меньше цены на международном рынке. В итоге ИГ имеет около $3 млрд только от торговли.
Одна из составляющих успеха ИГ – снабжение его оружием. В конце прошлого года группой ООН по наблюдению за соблюдением режима санкций по отношению к “Аль-Каиде” и связанных с ней организаций был обнародован доклад, согласно которому “оружие, находящееся у ИГ и “Джебхат ан-Нусра”, было захвачено у армии Ирака, в меньшей степени Сирии, или незаконно получено, в первую очередь, по маршрутам, которые проходят через Турцию”.
Но турки запротестовали: “Мы считаем содержащиеся в докладе ООН обвинения в адрес Турции безосновательными”, — заявил на брифинге в Анкаре пресс-секретарь МИД Турции Таню Бильгич.
В конце февраля сайт “Новости Израиля. Израиль 24” обнародовал заявление Председателя комитета по национальной безопасности и обороне Ирака Хаким Аз-Замели о том, что иракская армия сбила два британских самолета с оружием, предназначенным для ИГ. Об этом со ссылкой на сайт иранского Высшего религиозного совета сообщили многие периферийные новостные агентства, однако мировые СМИ никак не прокомментировали эту новость и не опровергли ее. Они ее просто “замолчали”.
Научный сотрудник МГИМО, специалист по информационным войнам Игорь Хохлов считает, что США поддерживают “Исламское государство” через своих партнеров на Ближнем Востоке – через Катар и Саудовскую Аравию. В ИГ через эти страны поступают оружие и деньги. Глава политической комиссии бригад «Хезболла» в Ираке Хусейн аль-Рамахи подтверждает, что на захваченных у ИГ ящиках с оружием и боеприпасами обнаружена маркировка, свидетельствующая об их принадлежности Саудовской Аравии.
США рискуют и сами поставлять оружие ИГ. Об этом свидетельствует заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил Ирана бригадный генерал Масуд Джазаири, который откровенно говорит, что с момента начала формирования коалиции ВС США поставляли отрядам “Исламского государства” оружие и обмундирование.
Сирийский журналист-международник Аббас Джума уточняет, что “кого бы саудиты, турки и американцы не спонсировали, кому бы они оружие ни сбрасывали, в любом случае перепадает всем”. Он считает, что следует ожидать появления у исламистов различных ПЗРК, что может значительно изменить ход бомбардировок террористов в Сирии и Ираке. Это подтверждает и директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров: “Не удивлюсь, если у боевиков окажутся не только ПЗРК, но и какие-то более-менее мобильные ЗРК. Причем эти поставки будут осуществляться именно с территории Турции».
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин также полагает, что аравийские монархии и Турция не только не прекращают поставлять вооружение исламистам, а наоборот — интенсифицируют процесс. “Причем, необязательно сухопутным путем — можно продолжить сбрасывать вооружение с воздуха”, – уточняет он.
Способы доставки оружия и исполнители – это все же вторично. Первична заинтересованность США в затягивании конфликта, в усилении кровавого хаоса.
Джордж Фридман, основатель и директор частной разведывательно-аналитической организации “Стратфор” (Stratfor) – главного органа, с которым консультируются Белый Дом, Пентагон, ЦРУ и Госдеп США, заявил на встрече с американскими аналитиками в Чикаго: “Исламское государство является проблемой для США, но оно не является жизненно важной проблемой. Нужно заниматься этой проблемой, но не прилагать при этом никаких усилий, нужно предпринимать пропорциональные усилия. Не более».
Что у политика на уме, то у политолога на языке.
Николай Хорунжий
Источник: peacekeeper.ru