На днях Россия передала в суд округа Колумбия (США) ответ на заявление бывших акционеров ЮКОСа, которые требуют исполнить в стране решение Гаагского арбитража о присуждении им 50 миллиардов долларов. Москва не только заявила о нарушениях в ходе судебного разбирательства, но и указала на предубеждение арбитража по отношению к ней и политическую ангажированность вынесенного решения.
Наконец Россия всерьез занялась делом ЮКОСа, которое тянется уже больше десяти лет и порядком всем надоело. Впервые за это время Министерство юстиции и адвокаты, представляющее интересы РФ, четко и с убийственной аргументацией изложили свою позицию на бумаге и, надо сказать, сделали это очень вовремя. Судя по представленному ответу и разбору судебного разбирательства по пунктам,объективных шансов на взыскание с РФ 50 млрд долларов остается все меньше. Однако это – объективная сторона. С субъективной (т.е. с предубеждениями по отношению к российской стороне), вероятно, придется еще биться долго.
Россия дала довольно жесткий ответ бывшим держателям акций ЮКОСа (а именно представителям компаний Hulley Enterprises Ltd, Yukos Universal Ltd и Veteran Petroleum Ltd), которые требуют признать и исполнить решение голландского арбитража о выплатах им 50 млрд. долларов. Москва указала на огромные «недостатки» (что слабо сказано, конечно) судебного разбирательства, привязанного за уши к Договору к Энергетической хартии (ДЭХ), который не ратифицирован РФ, и предвзятость, политическую ангажированность суда.
Всего с российской стороны поступило два ходатайства. Первое касается отсутствия у американского суда юрисдикции на рассмотрение заявлений бывших держателей юкосовских акций, второе содержит в себе основания, согласно которым может быть отказано в признании решения Гаагского арбитража (эти основания прописаны в Нью-Йоркской конвенции). Согласно последнему ходатайству, в числе оснований российская сторона называет ненадлежащее уведомление РФ о назначении арбитров и разбирательстве, и недействительность арбитражного соглашения, которое РФ с заявителями (т.е. с акционерами ЮКОСа) НЕ заключала. Потому Гаагский арбитраж вообще не имел права и не мог ни рассматривать спор, ни взыскивать какую бы то ни было компенсацию.
Также, по вышеназванной конвенции в признании и исполнении решения Гаагского арбитража может быть отказано, если это противоречит американскому публично-правовому порядку. И тут у РФ были четкие аргументы в свою пользу. Согласно одному из них, заявители не выполнили важное условие о раскрытии всей известной им информации. В качестве примера российская сторона приводит тот факт, что те скрыли от третейского суда в Гааге связь с олигархами, незаконно завладевшими ЮКОСом в лихие 90-е (здесь РФ упомянула залоговые аукционы, которые проводились с нарушениями российских законов, и мошенничество при покупке акций компании). То есть, если РФ эту судебную тяжбу проиграет, то исполнение решений Гаагского суда в Штатах будет оправдывать мошеннические и незаконные действия со стороны заявителей и их покровителей, что, по идее, противоречит практике американских судов. Грубо говоря, тем самым Москва указала на имиджевые потери для США в случае принятия стороны акционеров ЮКОСа. Еще одной немаловажной деталью явилось то, что Москва указала на политическую мотивированность вынесенного решения. Это ни для кого секретом не было, однако все-таки это прозвучало впервые на таком высоком уровне.
Надо сказать, что решение Гаагского суда ожидается в апреле 2016-го. У заявителей (акционеров ЮКОСа) есть до 22 декабря время ответить на изложенные Россией аргументы, и, вероятно, скоро мы сможем увидеть, как бывшие олигархи и их «шестерки» пытаются выкрутиться из не очень приятной для них ситуации. У российской стороны железная аргументация и разложено все четко по полочкам, чего нельзя сказать о бывших акционерах, которым и присудили победу в суде только потому, что РФ вовремя не занялась этим вопросом (что, конечно, на нашей совести). Но теперь, когда Минюст решил, наконец, взяться за дело, у России есть все шансы законно не выплачивать заявителям эту огромную сумму денег.
Если говорить объективно, то возможности пересмотра прошлогоднего решения Гаагского арбитража у России практически нет, так как оно обычно является окончательным и бесповоротным. С этим решением бывшие акционеры ЮКОСа, конечно, могут идти в суды практически 150 стран — участниц Нью-Йоркской конвенции (что они уже начинают делать). Однако у нашей страны при продолжении той же жесткой линии есть огромный шанс добиться отмены арбитражного решения в местном суде Нидерландов по некоторым основаниям, в числе которых, к примеру нарушение третейскими судьями своего мандата. И если местный суд встанет на нашу сторону (что вполне вероятно), то суды в большинстве стран и вовсе откажутся исполнять арбитражное решение в пользу акционеров ЮКОСа и не будут арестовывать российские активы на своих территориях. Однако в некоторых европейских государствах, к примеру, во Франции или Бельгии, суды под напором Вашингтона могут продолжить ориентироваться на вердикт арбитражного трибунала Гааги. Почему под напором США? — да потому, что после этой бессмысленной санкционной войны и многомиллионных убытков, странам очень невыгодно и дальше усугублять свое положение.
Алена Булатова
Источник: politobzor.net