Самые успешные правые популисты Европы укрепили позиции в Швейцарии: местная Народная партия, отстаивающая правоконсервативные позиции, победила на парламентских выборах, уверенно сыграв на опасениях местного населения в связи с иммиграционным кризисом.
В 2015 году в Швейцарию прибыло всего около 30 000 беженцев, но именно тема иммиграции главенствовала во всей предвыборной кампании и оказала заметное влияние на её исход. День выборов принёс правоконсервативным силам Швейцарской конфедерации подтверждение силы собственных позиций: национал-консервативная Швейцарская народная партия (Schweizerische Volkspartei, SVP) превзошла результаты триумфальных для себя выборов 2007 года, набрав 29,4 процента голосов избирателей. Такого результата за последние сто лет парламентского правления в Швейцарии не удавалось достичь ни одной партии. Предыдущий рекорд также принадлежит SVP, которая набрала в 2007 году 29 процентов голосов, получив 62 кресла в парламенте. Теперь представители Народной партии займут почти треть мест – 65 из 200 – в Национальном собрании, нижней палате швейцарского парламента – на 11 кресел больше, чем в парламенте предыдущего созыва.
В 2009 году Швейцарская народная партия инициировала успешный референдум о запрете строительства минаретов, в 2014-м также на референдуме добилась введения жёстких квот на количество иммигрантов, и сейчас, в период острого миграционного кризиса в Европе, SVP пожинает плоды популярности в стране, которую иммигранты в последние годы и без того обходят стороной из-за особых строгостей законодательства.
«Люди опасаются массового притока иммигрантов в Европу», – не раз заявлял лидер Народной партии Тони Бруннер (Toni Brunner). Истинным архитектором успеха Швейцарской народной партии считается её вице-председатель, миллиардер Кристоф Блохер (Christoph Blocher). Предоставляющий неограниченное финансирование предвыборных программ SVP за счёт заработанного в химической промышленности состояния, предприниматель и политик с миссионерским упорством настаивает на необходимости «спасти Швейцарию от влияний извне» – сохранить полную независимость, суверенитет и нейтралитет альпийского государства. Основным лозунгом предвыборной кампании SVP стал обращённый к стране и народу призыв «Frei bleiben!» (Оставаться свободными!), направленный как против увеличения численности населения за счёт иммигрантов, так и против возможного членства Швейцарии в Евросоюзе.
Твёрдая линия Народной партии позволяет консервативному избирателю рассчитывать на дальнейшее ужесточение законов, регулирующих приток иностранцев в Конфедерацию. SVP нередко причисляют к ультраправым за антииммигрантскую риторику и скептический взгляд на перспективы вступления Швейцарии в Евросоюз. Народная партия и раньше была самой значительной силой в нижней палате Национального собрания, но теперь стала крупнейшей в нём фракцией с момента расширения парламента до двухсот мест, случившегося в 1963 году.
Второй политической силой страны по итогам выборов стала Социал-демократическая партия с 18,9 процента голосов: швейцарские «красные», выступающие за смягчение антииммиграционной политики и укрепление связей с Евросоюзом, улучшили результат по сравнению с предыдущими выборами 2011 года на 0,2 процента, но потеряли два места в Национальном собрании. Третьими стали либералы: Свободная демократическая партия Швейцарии получила на три места в парламенте и на 1,2 процента голосов больше, чем в октябре 2011 года.
На избирательные участки пришли всего 48,4 процента имеющих право голоса швейцарцев. Политологи по итогам выборов утверждают, что местная политическая система завершила переход от левоцентристской к правоцентристской идеологии, и призывают считать победившую Народную партию не ультраправой, а ультраконсервативной. Несмотря на усиление позиции правых сил, четыре крупнейшие партии Швейцарии вновь сформируют коалиционное правительство, неизменно воссоздающееся от выборов к выборам с конца 1950-х годов, что обеспечивает конфедерации политическую стабильность.
Максим Смирнов
Источник: rg-rb.de