Зачем акционерам S7 проблемный перевозчик “Трансаэро”?

By admin Oct 22, 2015

Новость о покупке “Трансаэро” совладельцем S7 стала большой неожиданностью. В том, что может стоять за этим решением, и что оно означает для S7, разбиралась DW.

На этой неделе авиакомпания “Трансаэро” совершит свой последний рейс. В понедельник, 26 октября, Росавиация аннулирует ее лицензию на осуществление воздушных перевозок, так называемый сертификат эксплуатанта. Это значит, что с 26 октября “самолеты компании “Трансаэро” не могут уже подниматься в воздух”, пояснил в среду, 21 октября, министр транспорта Максим Соколов.

По словам Соколова, которого цитирует агентство “Интерфакс”, пассажиров, которые имеют на руках билеты на рейсы “Трансаэро” (на сегодняшний день это порядка 150 тысяч человек) перевезет “Аэрофлот” или другие авиакомпании, “которые в этой ситуации подставят плечо”.

Отзыв у “Трансаэро” лицензии делает бессмысленной покупку перевозчика совладельцем группы компаний S7 Сергеем Филевым, отмечают некоторые эксперты. Другие, наблюдатели считают, что сделка никак не связана с коммерческими интересами S7.

Неожиданная сделка

В последние два дня события вокруг “Трансаэро” развивались стремительно. Во вторник вечером стало известно, что контрольный пакет перевозчика покупает Сергей Филев, совладелец группы S7, которой принадлежит авиакомпания “Сибирь”. Об этом рассказали РБК сам покупатель и бывший мажоритарный акционер “Трансаэро” Александр Плешаков после подписания соглашения о продаже Филеву “не менее 51 процента акций “Трансаэро”. Стоимость сделки бизнесмены не назвали, но Плешаков уточнил, что она составила “существенно больше одного рубля”, которые ранее собирался заплатить “Аэрофлот”.

Для властей эта сделка, судя по их реакции, оказалась большой неожиданностью. Уже на следующее утро глава Росавиации Александр Нерадько созвал экстренную пресс-конференцию, на которой объявил об отзыве у “Трансаэро” лицензии. В правительстве саму сделку не комментировали, однако в среду у чиновников вдруг появились вопросы к документации “Трансаэро”. “У нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты”, – заявил в Госдуме первый вице-премьер Игорь Шувалов, которого цитирует ТАСС. Он посоветовал правоохранительным органам “на этот вопрос посмотреть”.

В свою очередь глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров резко раскритиковал продажу “Трансаэро” акционерам S7, дав понять, что сделка несправедлива по отношению к “Аэрофлоту”. “Вот сейчас, когда “Аэрофлот” справился с самой большой частью этой работы, когда он смог успокоить людей, появляется вдруг кто-то и говорит: “Я покупаю то, что осталось”, – заявил он.

Борьба за маршруты

В сентябре, когда выяснилось, что “Трансаэро”, накопившая долг в 260 млрд рублей, находится в предбанкротном состоянии, “Аэрофлот” заявил о намерении участвовать в санации перевозчика. Планировалось, что крупнейшая российская авиакомпания купит 75 процентов плюс одну акцию “Трансаэро” за символический рубль. Однако в октябре сделка сорвалась. Все это время “Аэрофлот”, который успел установить над “Трансаэро” операционный контроль, перевозил пассажиров авиакомпании. По словам Нерадько из Росавиации, государственный перевозчик потратил на это до 17 млрд рублей.

Покупая “Трансаэро”, акционеры S7, видимо, хотели без особых затрат получить доступ к международным маршрутам перевозчика, рассуждает аналитик “ВТБ Капитала” Елена Сахнова. “Кроме маршрутов, в “Трансаэро” нет ничего интересного”, – добавляет она. Работавшие в компании пилоты после банкротства и так окажутся на рынке, и их можно будет нанять, говорит эксперт.

По ее словам, для группы S7 покупка “Трансаэро” не несет никаких рисков. “Это был бы неплохой пиар-ход, если бы не отзыв сертификата эксплуатанта”, – говорит Сахнова. Она предполагает, что новые покупатели не ожидали, что его аннулирование произойдет так быстро. В пресс-службе S7 комментировать сделку отказались.

S7 остается в стороне?

После аннулирования лицензии маршруты “Трансаэро” будут перераспределяться между другими авиакомпаниями, напоминает Сахнова. В среду вечером межведомственная комиссия по допуску авиаперевозчиков к выполнению международных перевозок выдала “Аэрофлоту” временный допуск на 56 из 156 международных маршрутов “Трансаэро”, говорится в сообщении на сайте министерства транспорта. Допуск будет действовать с 26 по 30 октября с возможностью продления, указано в сообщении.

Тем временем акционеры S7 подчеркнули, что аннулирование сертификата эксплуатанта “Трансаэро” не влияет на их планы по покупке проблемного перевозчика. Об этом в интервью “РИА Новостям” сообщила совладелица S7 Наталья Филева.

Покупателем “Трансаэро” выступает, судя по всему, не группа S7, а Филев как частное лицо, а значит S7 ни при каких обстоятельствах не будет нести никакой ответственности за долги проблемного перевозчика, рассуждает глава аналитической службы отраслевого агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. По его мнению, эта сделка совершается не в интересах авиационного бизнеса семьи Филевых, а в интересах отдельных кредиторов, “которые решают свои проблемы”. О ком из кредиторов может идти речь, эксперт сообщить не смог.

Им может быть “Альфа-Банк”, допустил в интервью “Интерфаксу” генеральный директор подконтрольной государству лизинговой компании “Авиакапитал сервис” Роман Пахомов. Он предположил, что покупка совершается с целью удержать активы “Трансаэро” до начала процедуры банкротства. Пахомов напомнил, что в 2010 году “Альфа-банк” предоставил S7 спасительный кредит в 8,9 млрд рублей для рефинансирования долгов под обеспечение в виде контрольного пакета акций “Сибири”. К тому же представители банка получили два из девяти мест в совете директоров S7. Другие крупнейшие кредиторы “Трансаэро” – Сбербанк, ВЭБ и ВТБ.

Ирина Филатова

Источник: dw.com

By admin

Related Post

Leave a Reply