Фраза «Газовый кризис» применительно к Украине крепко связана с импортом и транзитом голубого топлива. Она ассоциируется с «несправедливыми» тарифами у прямого поставщика.
С удивительной выгодой закупок по реверсным кренделям. С чудесным исчезновением газа из ГТС по дороге в ЕС. С застенчивыми угрозами на транзитную тему от самого надёжного транзитёра. С постоянной генерацией альтернативных энергетических вариантов. От СПГ-терминала, презентованного испанским лыжником, до ускоренного внедрения биотоплива из продуктов жизнедеятельности крупного рогатого скота.
Газовый сезон 2015-2016 гг. поддержал боевые традиции последних лет. На протяжении летних месяцев официальный Киев гордо пренебрегал российским газом. Предпочитая приобретать топливо по реверсу, в ограниченных объемах и себе в убыток. С доплатой 15-35 $ за каждую тысячу кубометров. У богатых свои причуды, МВФ и клуб частных кредиторов в курсе.
К октябрьскому началу отопительного сезона внезапно выяснилось, что украинские газовые хранилища наполовину пусты. В них наличествует 15.7 млрд. м3 газа, потребного для обеспечения украинских потребителей и европейских клиентов.
15.7 млрд. м3 газовых запасов – это на миллиард кубометров меньше прошлогоднего значения, когда означенных запасов едва хватило до весны при аномально тёплой зиме.
15.7 млрд. м3 газовых запасов – это на 2 млрд. кубометров меньше рекомендаций Газпрома для гарантированного прохождения зимнего сезона и для бесперебойного транзита российского газа в ЕС.
15.7 млрд. м3 газовых запасов – это на 3.3 млрд. кубометров ниже европейских ожиданий, озвученных комиссаром ЕК по энергетике М. А. Каньете в августе месяце.
Путем затяжного блефа и в целом откровенного шантажа киевские реформаторы добились от ЕС кредитования газового импорта. В объеме 500 млн. $ на закупки у Газпрома и еще 300 млн. $ на реверсные поставки. Европейским фирмам понравилось продавать газ по реверсу, с посреднической прибылью на ровном месте. Такая доходность доступна не только лишь всем. Выделенных кредитов хватит аккурат на 3.3 млрд. газовых кубометров. Дальнейшее финансирование – ведь зимой газ приходится сжигать, в ежедневных объемах от 160 до 250 миллионов кубометров! – отложено «на после выборов» 25 октября. Осталось потребовать от избирателей вместе с бюллетенями вбрасывать в урны по денежной купюре максимального достоинства…
Между тем представляет интерес судьба природного газа местной, украинской добычи. За полтора года постмайданных реформ газодобывающая отрасль добилась невиданных успехов в направлении устойчивой деградации.
Единственный реальный способ снизить углеводородную зависимость от Газпрома привел к усилению этой зависимости. Всего несколькими административными постановлениями, умелой бюрократической волокитой и периодической медийной трескотней.
Летом 2014 года Верховная Рада Украины проштамповала изменения в закон о пользовании недрами. В соответствии с заботой о наполнении бюджета, с лучшим мировым опытом, с учетом экологических норм, экономических перспектив и прочих благоглупостей была резко повышена рента на добычу природного газа:
С глубин более 5 км – с 15 % до 28 %. Шахт и скважин такой глубины на Украине и вообще в Европе практически нет. Норматив является ориентиром для будущих геологоразведочных работ. Стимулом для инвесторов, которых не пугает реструктуризация с дефолтом, с балаклавными активистами, с самовзрывающимися опорами ЛЭП.
Для глубин месторождений до 5 км рента выросла с 28 % до 55 %. Все украинские газодобытчики почувствовали возросшую любовь родного государства. Без прелюдий, без задержек и без альтернативы.
Налоговая реформа недропользования проводилась по классической схеме – «Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, скотину следует чаще доить и реже кормить». Результат получился вполне предсказуемым.
Поступления от газодобывающих компаний в государственный бюджет по двукратно возросшему тарифу сократились ровно вдвое. В абсолютном выражении – на 2 млрд. гривен, такой реверс денежных ожиданий. Сама добыча газа на Украине просела пока незначительно, всего на 5 %. Но частными компаниями сокращены инвестиции в разведку и добычу на 410 млн. $! Вместо запланированных 56 скважин за весь 2015 год пробурено всего семь! При этом частная газодобыча показала в 2015 году рост объемов на 10 % и помогла сгладить общее падение в отрасли – но лишь за счет прошлого задела. За счет резервов и проектов, заложенных при «кровавом тиране», при насквозь коррумпированном и общенародно свергнутом режиме.
Власть покрышечных выдвиженцев задушила налогами собственную газовую отрасль и продолжает издеваться над собственными коммерсантами и потребителями газа. Семикратный рост газовых тарифов – лишь одна из иллюстраций данного утверждения, пусть и наиболее рельефная. Как ребра сквозь шкуру отощавшей коровы.
Ошибочность 55 % рентного норматива была признана украинским правительством… еще в декабре 2014 года! С января 2015 его обещали понизить до 29 %. Такова маятниковая логика имитации реформ – берем 28 %, накручиваем вдвое до 55 %, смотрим на потрясающие последствия, возвращаем на прошлогодний уровень, получаем очередную порцию комплиментов и премиальных надбавок. Героически ликвидируем последствия своих же экспериментов.
К сожалению, ликвидация забуксовала и показатель 55 % отчислений с добычи полезных ископаемых актуален до сих пор.
Государственной УкрГаздобыче предоставлена отсрочка погашения непосильных налогов. Их у компании скопилось 3.74 млрд. гривен, по целому комплексу уважительных причин. От задолженности почему-то обнищавших потребителей до агрессии соседней державы и неблагоприятной конъюнктуры на европейском газовом рынке. У частных компаний оправдания те же, но для них отсрочек нет. Как и обещанного понижения рентного норматива. Вместо этого решением Нафтогаза частные трейдеры обязаны резервировать 100 % ежемесячно продаваемого газа. Вместо 30 % на протяжении 2014-2015 годов.
Так как все газовые хранилища Украины принадлежат тому же Нафтогазу, то частным компаниям предоставлен совершенно свободный, рыночный и даже либеральный метод торговли. Если хочешь кому-нибудь продать добытый газ (после уплаты 55 % ренты и в условиях скукожившейся разведки), то ровно столько же следует закачать государству в ПХГ. Для страховки, на всякий случай, согласно мировому опыту. Которого нет нигде в мире и в газодобывающих странах в особенности. Да, еще следует предоставить государственному УкрТрансгазу банковскую гарантию на 20 % от суммы сделки и без права отзыва гарантии.
Объемы пополнения ПХГ от частников для Нафтогаза мизерны – порядка 0.3 млрд. м3 в месяц. Для частных компаний набор законодательных и министерских правил губителен. Троекратная финансовая нагрузка складывается из огромной ренты, из необходимости закачки в хранилища объемов месячной реализации и 20 % гарантии транспортирующей монополии. Эти средства нужно вложить до получения первых платежей за добытый газ.
Что схоже с контрольным выстрелом в голову голодной и досуха выдоенной корове. Наиболее странным выглядит аналогичный уход и за государственными газодобывающими структурами. В популистском и невыполнимом отказе от российского газа хотя бы имеется пропагандистская перемога – но в чем смысл убийства собственной газовой отрасли?
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru