США сотрут российскую армию в конвенциональной войне, но у РФ есть свои козыри, которые не стоит недооценивать, считают американские эксперты.
Российское издание «Спутник и погром» представило перевод статьи из Military Times о том, как мола бы выглядеть война между Россией и США.
Начав бомбардировки Сирии, президент России Владимир Путин развязал опосредованную войну с США; мощные армии двух стран оказались по разные стороны многополярного конфликта. И Москва, как утверждают эксперты, идет здесь на немалый риск.
Высшие чины Пентагона задаются вопросами, о которых не задумывались более 20 лет:
— На что по-настоящему способны русские?
— Где именно может разыграться конфликт с Россией?
— Как выглядела бы война с Россией в наши дни?
Отметим во избежание недоразумений: эксперты сходятся на том, что в прямом конвенциональном столкновении с глобальной военной мощью Америки армия России будет наголову разбита. Но современные войны из прямых конвенциональных столкновений не состоят; география, политика и рельеф местности неизбежно дают преимущество одной из сторон.
Сейчас США тратит на национальную оборону почти в десять раз больше, чем Россия. У США десять авианосцев, у России всего один. Также США сохраняет широкий технологический отрыв и намного превосходящую способность перебрасывать силы по всему миру.
Россия по многим традиционным критериям все еще слаба. Однако сейчас она развивает ряд ключевых технологий, новые тактики боя и дерзкую геополитическую стратегию, настойчиво подрывающую 25 лет американских претензий на статус единственной подлинно глобальной сверхдержавы.
Итог: Россия внезапно снова заявляет о себе как о главном военном сопернике США.
Если по пунктам сравнивать армии США и России, получится, по мнению многих экспертов, в некоторой мере сравнение «теплого с мягким»: у русских отчетливо иные стратегические цели, что отражает структура их вооруженных сил. Россия рассматривает себя как сухопутную державу, чья сфера влияния простирается из евразийского центра страны в Восточную Европу, Центральную Азию, а также, возможно, на Ближний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ей хорошо подходит набор средств, называемый «преграждение доступа и блокирование зоны» (anti-access and area denial).
Военно-морской флот США можно назвать колоссально превосходящим русский флот. Тот состоит в основном из устаревших советских кораблей. Но в определенном смысле это неважно, так как Россия не планирует отправлять свои силы во все концы мирового океана.
У русских есть единственный авианосец, в то время как десять авианосцев ВМФ США находятся в постоянной ротации по всему миру. Вместо авианосцев, подходящих для переброски наступательных сил по морю, русские вкладываются в расширение подводного флота, дополняющего их ядерную мощь, а в конвенциональном плане способного представлять угрозу вражескому надводному флоту в ближних водах Черного, Балтийского или Средиземного моря.
Воздушное пространство также сильно укреплено. Русские самолеты-невидимки значительно уступают в качестве американским, однако Россия обладает передовыми системами антистелса, и к тому же много вложила в надежные ракетные системы «земля-воздух», расположив силы на своей территории для защиты пограничных регионов. «В статической военно-воздушной мощи преимущество на стороне русских, так как у них есть обширные средства ПВО и разнообразные ракеты — тактические, крылатые, баллистические», — говорит Пол Шварц, специализирующийся на России военный аналитик из Центра стратегических и международных исследований.
Тревожен для военного планирования Пентагона и потенциал России в радиоэлектронной борьбе: остается неясным, в какой мере Россия способна глушить радары и средства радиотехнической разведки, составляющие фундамент высокотехнологичной воздушной мощи США. Попытка Америки или ее союзников проникнуть в воздушное пространство России, по словам Шварца, «вовсе не будет непременно легким делом». «Возникнет оспариваемая зона. Однако со временем, думаю, мы сумеем нейтрализовать сопротивление. Проблема в том, что полномасштабных боевых действий против ядерной державы лучше избегать».
Тем временем русская армия, все еще комплектуемая в основном по призыву, превращается в профессиональные вооруженные силы американского типа. По сути, у России сейчас две армии: из примерно 800-тысячного личного состава где-то две третьих приходится на слабо мотивированных, плохо обученных срочников, но остается еще примерно треть — и она-то снаряжена первоклассной техникой, включая основной боевой танк Т-14 «Армата».
Подводя итог, можно сказать, что русская армия и американская не равны — однако разрыв между ними в последние годы сократился.
Многих официальных лиц в США поразила скорость, с которой Россия развернула передовую оперативную базу на средиземноморском побережье Сирии, в Латакии. Там она дислоцировала десятки боевых самолетов и вертолетов, укрепила базу танками и построила сборные жилища для сотен солдат.
По сути, русские теперь могут оспаривать американское превосходство в воздухе, которое США более 20 лет удерживали по всему Ближнему Востоку, принимая его как данность. Ключевой фактор в этом соотношении сил — альянс России с Ираном, еще одним союзником Сирии. Россия зависит от иранского воздушного пространства, без которого не имеет коридора в Сирию, и предположительно готова поддержать иранские наземные войска, выступающие на стороне президента Сирии Башара аль-Асада.
Владимир Бучельников
Источник: vesti.lv