Находясь в числе стран с самой высокой доходностью облигаций со снижающейся вероятностью дефолтов, Россия снова привлекает отдельных инвесторов, которые, видимо, согласны с президентом Владимиром Путиным в том, что пострадавшая от кризиса экономика оставила худшее позади, передает Reuters.
Путин сказал на прошлой неделе, что Россия достигла пика экономического кризиса, усугубленного прошлогодним падением цен на нефть и западными санкциями, введенными, чтобы наказать Кремль за роль в конфликте на востоке Украины.
Боязнь экономического коллапса спровоцировала рекордный отток капитала из России в прошлом году — более 150 миллиардов долларов. Рубль потерял 40%, а доходность облигаций взлетела.
Но, поскольку нефть и рубль немного стабилизировались, это течение могло повернуть вспять, даже если этот разворот является в большей степени краткосрочной охотой за выгодными сделками, а не результатом твердой уверенности в перспективах экономики.
Сергей Стриго, глава фонда облигаций развивающихся стран управляющей компании Amundi, увеличил вложения в российские активы, покупая больше рублевых облигаций, а также номинированных в долларах суверенных и корпоративных бумаг.
Он делает это, хотя считает, что восстановление пока далеко — статданные противоречат убежденности Путина, свидетельствуя, что экономика России сократилась на 4,3% в третьем квартале. Розничные продажи упали в сентябре на 10,4% в годовом исчислении — это максимальное сокращение с 1999 года.
Рост экономики в 2016 году будет нулевым в лучшем случае после сокращения на 4% в текущем году, и некоторые инвесторы полагают, что стагнация продлится годы.
Но худший страх инвесторов — экономический коллапс и волна дефолтов компаний, отрезанных от долговых рынков — так и не материализовался, говорит Стриго.
«Сложно оптимистично оценивать российскую экономику, нам просто приходится удовлетвориться тем фактом, что ее результаты лучше, чем ожидали люди, — сказал он. — Это высокодоходный рынок и, пока дела не идут крайне плохо, у вас есть компенсация за риск».
Другие, возможно, разделяют эту точку зрения — зарубежные вложения в рублевые суверенные облигации выросли до 20% к августу с минимума 17,9% в марте, согласно последним доступным официальным данным.
Те, кто сохранил присутствие духа, не избавившись от рублевых бондов после прошлогоднего кризиса, были достойно вознаграждены.
Не все эмитенты выживут, но 70% нефинансовых компаний могут оплатить долги денежным потоком, сообщило на прошлой неделе рейтинговое агентство Moody’s.
Долговая ситуация в России, и без того одна из самых благоприятных в мире, дополнительно улучшилась в результате санкций. Отрезанные от долговых рынков, компании решили перетрясти денежные запасы, чтобы выплатить или выкупить долги.
Основной внешний долг снизился на 80 миллиардов долларов в этом году, согласно данным Центробанка на конец сентября. Россия также зафиксировала приток капитала в третьем квартале после многих кварталов оттока.
«Россия оживилась, поскольку у нее есть фундаментальная поддержка при очень низком отношении долга к ВВП», — сказал Салман Ахмед из Lombard Odier.
Указав на резервы в твердой валюте, достигающие 370 миллиардов долларов, и рост профицита платежного баланса, Ахмед сказал:
«С точки зрения торговли или геополитики я бы согласился в Путиным: худшее, возможно, позади».
В рамках стратегии, основанной на фундаментальных показателях, Ахмед разместил в российских бондах 10% портфеля.
Акции также привлекают инвесторов, которые считают, что низкая стоимость акций адекватно отражает туманные перспективы экономики. Российские акции в среднем, оценены в пять раз дешевле, чем даже на таких проблемных рынках, как Нигерия или Пакистан.
«Стоимость акций шокирующе низкая… В России есть негативные аспекты, но мы считаем, что у нее одна из лучших ситуация с ценами на развивающихся рынках», — сказал Майкл Лукас из американского фонда Wavefront Capital.
Однако, в большинстве случаев такая торговля является тактическим расчетом. Например, инвесторы, возможно, выигрывают, покупая облигации вдали от переживающей трудности Бразилии. Поскольку санкции продолжают действовать, инвесторы могут отказаться от увеличения вложений в России.
Лукас из Wavefront говорит, что его российские активы ниже, чем предполагает инвестиционная модель, поскольку геополитческие риски означают, что «в воздухе слишком много неразберихи».
Инвесторы также помнят, что, поскольку нефть вряд ли сильно вырастет, а санкции сохраняются, Россия полагается на свои денежные резервы. Одно только финансирование дефицита бюджета в следующем году потребует изъятия 2,136 триллиона рублей (34,32 миллиарда долларов) из Резервного фонда, а это почти половина его нынешнего объема.
Темпы, с которыми Москва опустошает фонд, вызывают опасения по поводу финансирования будущих дефицитов: без восстановления цен на нефть или резкого сокращения расходов казна опустеет через пару лет.
Кристиан Маджио из TD Securities говорит, что российские экономика и политика, возможно, преодолели худший период рыночного кризиса, но остаются в сумеречной зоне.
«В Бразилии происходит демократический процесс и институты стараются справиться с кризисом. В России нет стимулов для улучшения, это экономика, которая будет в стагнации еще несколько лет», — сказал он.
Источник: politobzor.net