Еще в начале XX века Финляндию называли страной тюрем, а преступность била все рекорды. Однако оправившись от гражданских и военных потрясений, финны осознали – сколько ни сажай, криминальная обстановка не улучшается. В 60-е годы с финской методичностью и дотошностью в стране произвели масштабное исследование, в результате которого было доказано: суровость наказания и уровень преступности не связаны между собой. Рост криминала зависит только от политической нестабильности страны, а сроки лишения свободы можно снизить без серьезного риска роста преступности.
Результатом стало заключение: перестать тратить силы и средства на дорогостоящие программы защиты населения от преступников. Лучшая уголовная политика – политика социальная, если не вкладывать средства в школы, университеты и больницы, придется финансировать тюрьмы.
Была разработана система преобразований, от реформы законов до решения мелких повседневных проблем, благодаря которой уже к началу 90-х все показатели преступности были сведены к минимуму. Сегодня количество заключенных в Финляндии не превышает 60 человек на 100 тысяч населения (в России – 450 человек на 100 тысяч)
Финны полагают, если тюрьма и может стать для кого-то школой, то учат в ней не порядочности, а криминальным уловкам. Чем меньше граждан пройдет эти «университеты», тем лучше. 80 % дел по кражам заканчиваются приговорами, не связанными с лишением свободы.
Общая статистика такова: 57 % за уголовно наказуемые деяния просто штрафуют, 24 % отделываются условным наказанием, 7 % провинившихся направляются на общественные работы. И только 12 % (в России 21,6%) определяются в тюрьму.
Тюрьмы в Финляндии двух видов –закрытые и открытые:
Тюрьма закрытого типа
– классическая, где люди не могут выходить за пределы территории. В разных городах заведения отличаются по качеству предоставляемых услуг: где-то комнаты поменьше, где-то комфорт попроще, но суть везде одна – очевидцы из России сравнивают их с хорошим общежитием, студенческим городком, а то и вовсе с 2-звездочным отелем.
Большинство тюрем не имеет заборов с колючей проволокой и высоким напряжением, нет конвоя и охраны с собаками. Отсутствуют решетки на окнах (кроме следственного изолятора) и присутствуют пожарные лестницы, по которым никто не собирается бежать. Помещения здесь именуются не камерами, а комнатами, заключенных величают клиентами. Двери могут быть открыты, например, в душную погоду. Впрочем, если заключенный хочет уединиться, то вправе сам решить – держать комнату открытой или нет.
Среднестатистическая финская тюрьма
– это здания с большим количеством окон.
– чаще одно-, реже двухместные светлые камеры, 12–16 м, многие оснащены кондиционерами и все плоскоэкранным телевизором; «номер» можно заполнить по своему вкусу милыми сердцу вещами: картины, сувениры, цветы, скатерти, занавески, ковер, и т. д.
– «номера» имеют отдельную душевую и туалет. Раз в неделю – сауна.
– комнаты объединяются в фойе-студию с мягкими диванами, коврами и уютным кухонным уголком: холодильники, плиты, микроволновки и проч., чтобы приготовить в свободное время обед или выпить кофе в выходные. Продукты, сигареты, телефонные карточки, товары личной гигиены покупаются в тюремном магазине. Каждое воскресенье – богослужение.
– в тюрьме есть библиотека (5–7 тыс. книг на разных языках), спортивный и тренажерный залы, иногда зал для бадминтона и флорбола, есть возможности для бега, баскетбола, футбола и даже хоккея. Желающие могут заниматься музыкой, пением и прочим творчеством.
Тюрьмы оснащены исключительными мерами безопасности и камерами видеонаблюдения, но в самих камерах наблюдение по закону вести нельзя. Личное пространство вне досягаемости для общественности даже в тюрьме!
– заключенных можно посещать каждую субботу и воскресенье. Обычно визит длится 45 минут, но если гости приехали издалека, или среди них есть дети – встреча будет длительной. Кроме коротких встреч членам семьи время от времени положена 3-часовая встреча в специальных помещениях без постороннего присутствия.
Тех, кто не имеет родственников, навещают сотрудники Финского Красного Креста.
– во многих тюрьмах заключенных поощряют домашними отпусками (3 дня). Например, в тюрьме Hämeenlinna удовлетворяется 87 % заявлений на отпуск, а в Турку – лишь 20 %.
– «жители» тюрьмы могут отправлять и получать почту и денежные переводы, 2 раза в день в определенные часы звонить по телефону. В выходные и праздничные дни «телефонить» можно весь день.
– в компьютерных классах можно пользоваться дисками и играть в компьютерные игры. Пользоваться Интернетом нельзя.
Единственная проблема с заключенными – употребление наркотиков: несмотря на систему безопасности, они умудряются их получать. Иногда случаются драки «белых» с «черными». Однако ни убийств, ни самоубийств, ни внезапных смертей по здоровью здесь не бывает. А последняя попытка побега была предпринята в 1996 году.
– средний срок заключения – 7 месяцев.
– если срок наказания не превышает 8 месяцев, осужденный может выбрать между тюрьмой или общественными работами.
Еще одна удивительная особенность:
– все заключенные освобождаются условно-досрочно. Минимальный срок, после которого возможно условно-досрочное освобождение, всего-то 14 дней.
– пожизненное заключение здесь ограничивается 14 годами, но через 12 лет, обратившись в Верховный суд, каждый получает освобождение. Считается, что за это время преступник уже точно исправился, так как все эти годы каждый день с ним работал коллектив единомышленников – психологи, врачи, педагоги, наркологи, священники, социальные работники.
Реабилитация
Это основной момент, который жестко контролируется проверяющими органами. Штат тюрем укомплектован супервайзерами, различными консультантами, учителями, руководителями в рабочем цехе, священником. О тюрьме напоминает лишь должность тюремного офицера – охранника (вместо надзирателя). Работники тюрем лично отвечают за количество заключенных, вернувшихся к нормальной жизни. А потому они искренне заботятся о процессе реабилитации, общаясь с осужденными без презрения. Их «подопечные» совершили преступление, они наказаны в соответствии с финским законом, но они не перестали быть людьми. Начальник финской тюрьмы упомянул в одном из интервью, что специально не интересуется, за что сидит тот или иной из заключенных: боится, что это может повлиять на его отношение к человеку.
У каждого осужденного есть свой «советник по будущему», который готовит индивидуальный план реабилитации, включающий учебу или работу, лечение, психологическую и душевную коррекцию. В режиме постоянного доступа находится тюремный священник. Здесь можно продолжить школьное образование, выучить разнообразные языки и пройти любые курсы для индивидуального обучения, а можно выбрать «рабочий» путь восстановления.
Тюрьмы Финляндии в основном находятся на самоокупаемости, потому основная трудность – найти экономически выгодный вид деятельности заключенных. Заключенные получают от 90 центов в час при 7,5-часовом рабочем дне. Один день осужденного обходится государству в 200 евро. Зарплата сотрудников в среднем 2 500 евро в месяц.
За хорошее поведение заключенных переводят из закрытой тюрьмы в открытую. Кроме того, любой финский заключенный к концу срока переводится в тюрьму открытого типа.
Тюрьма открытого типа
Русские очевидцы подобрали сравнение таким местам – пионерский лагерь для оступившихся граждан: прекрасная природа, разнообразная еда, коллектив, наличие «вожатого» и обилие разных «пионерских» заданий.
Догадаться со стороны, что это тюрьма, а не обычный поселок, сложно: добротные деревянные коттеджи с уютными комнатами, оборудованные еще лучше, чем номера в закрытых тюрьмах. В центре – учебный корпус, где заключенные по желанию могут получать какое-то специальное образование. На территории есть строительный участок, теплица, где осужденные выращивают все – от овощей до цветов. Администрация тюрьмы и заключенные здесь едят одно и то же. А мусульманам не подают свинину, и вообще по желанию «клиента» для него могут исключить из тюремного меню любой продукт. Особо капризные готовят еду самим из своих продуктов.
Пределы поселка можно покидать с разрешения, взяв «электронный контролер» – носят в сумке или в кармане. Со стороны свободного гражданина от заключенного отличить невозможно.
Трижды в неделю – баня в коттедже. По субботам – сауна на берегу озера.
Подъем в 6, после завтрака – работа, которая чередуется перекурами и перекусами и длится до 5 часов, по пятницам сокращенный рабочий день. Работа на выбор: шить, строгать, чинить, паять – у кого что получатся. Кто не хочет работать, может учиться. Суббота, воскресенье – законные выходные.
Свободное время можно тратить на спортзал, греблю, рыбалку и разнообразные хобби по интересам.
К услугам осужденных библиотека, для лакомок дважды в неделю приезжает машина с мороженым и сладостями.
Условия отбывания наказания максимально приятные – пейзаж радует глаз, а комфорт – тело, труд оплачивается, звонки не ограничены, разрешено пользование Интернетом.
Осужденные недовольны только одним моментом – мужчины и женщины расселяются по отдельным «коттеджам» и не могут ходить друг к другу в гости.
В стране в настоящее время 3 497 заключенных, из которых 260 – женщины.
Тюрьмы расположены равномерно по всей стране, чтобы осужденный имел возможность «сидеть» поближе к дому и чаще общаться с родными. Попасть гостем в финскую тюрьму может любой желающий, аргументировав цель и договорившись с администрацией. Съемки разрешены любые, но снимать осужденных без их согласия нельзя.
Источник: mi3ch.livejournal.com