Подсчет любых статистических данных, связанных с миграцией, — дело сложное и часто мотивированное разными конъюнктурными и/или политическими интересами. Поэтому не стоит удивляться, что, в зависимости от источника информации, цифры могут принципиально отличаться. Как всегда, дьявол кроется в деталях, то есть в методике. «Йод» разобрался в том, как считают мигрантов в России и в США.
РОССИЯ
Сейчас в России постоянно проживают почти 11 миллионов иностранцев — это второй показатель в мире после Соединенных Штатов Америки. По официальным данным, получается, что с конца 90-х в страну въезжает куда больше людей, чем покидает ее, и в течение последних девяти лет обе эти цифры пропорционально увеличиваются. В 2005 году в страну въехало 177 тысяч человек, выехало — 70 тысяч, в 2009 году — 278 тысяч и 132 тысячи соответственно. В 2014 году обе цифры еще больше: в Россию приехало 579 тысяч человек, а покинуло ее 308 тысяч. Заметный всплеск притока въезжающих пришелся на 2011 год. Дело в том, что тогда государство изменило закон «О правовом положении иностранных граждан»: если раньше мигрантом считался иностранец, который остается в России на срок больше года, то с 2011 года ФМС стала считать еще и тех, кто приехал на 9 месяцев. Количество мигрантов в цифрах выросло мгновенно, хотя де-факто поток оставался примерно одинаковым: в 2010 году мигрантов было 158 тысяч, а через год — уже 319 тысяч.
Федеральная миграционная служба, которая занимается подсчетом мигрантов, учитывает количество легальных пересечений границы, и это основной критерий при формировании статистических данных, хотя и не единственный.
С 2012 года ФМС регулярно публикует отчеты по количеству мигрантов в России. При пересечении границы России каждый иностранец должен заполнять миграционную карту. Она состоит из двух частей: одна — сдается при въезде в страну, другая — при выезде. Если карта потерялась, иностранец заполняет новую, которую можно связать с ранее заполненным документом по номеру паспорта. Вся информация хранится в базе данных. Она позволяет составить достаточно точную картину по демографии въезжающих: откуда они, зачем прибывают и каков их возраст. Аналогичную систему используют, к слову сказать, и в США. Впрочем, эта статистика может дать только общее представление о количестве нелегалов. Во-первых, мы можем увидеть число иностранцев трудоспособного возраста (от 17 до 55 лет), прибывших из стран бывшего СССР, которые традиционно считают источником дешевой рабочей силы. Во-вторых, есть данные о том, сколько человек указали в графе «цель визита» работу по найму (как правило, этот показатель близок к количеству официально выданных разрешений). Однако, если мы вычтем из первой цифры вторую, то точного количество нелегалов мы не получим, поскольку какое-то количество человек неизбежно окажется настоящими студентами или туристами.
Когда ведомство отчитывается о количестве нелегалов, оно предпочитает оперировать понятием «группа риска» — это люди, превысившие срок 90-дневного пребывания на территории и не получившие разрешения на пребывание в стране в течение более длительного срока. Осенью 2014 года ФМС говорила о том, что нелегально в России находятся 4 миллиона 300 тысяч человек. К февралю 2015 года эта цифра уменьшилась до 2 миллионов.
Примечательно, что цифры национальных миграционных служб стран СНГ, откуда люди приезжают в Россию на заработки, как правило, существенно ниже, чем цифры, представленные ФМС. А вот у общественных организаций они обычно получаются больше. Исследователи могут опираться не только на количестве пересечений границы, но и на экономических показателях. Так, например, по оценкам Всемирного банка, до 2015 года денежные переводы таджикских трудовых мигрантов из России на родину составляли в среднем 40% ВВП республики, и это — без учета наличных денег, которые люди физически перевозят домой.
Отдельная статистика по мигрантам есть и у российского МВД, однако она фокусируется в первую очередь на количестве правонарушений. Примечательно, что по статистике МВД число преступлений, совершенных мигрантами, обычно выше, чем по аналогичной статистике ФМС.
В прошлом году, когда в Москомархитектуры заявили о разработке нового генплана города, ведомство решило самостоятельно пересчитать нелегальных мигрантов, поскольку сочло данные других официальных структур слишком противоречивыми.
Отдельной строки, связанной с эмиграцией в привычном понимании этого слова, в стандартных отчетах Федеральной миграционной службы нет. Впрочем, это не значит, что ведомство не собирает никаких данных, связанных с этим явлением. Например, ФМС знает, кто отказался от гражданства РФ или выписался из квартиры, то есть снялся с учета этой службы. Именно на эту информацию опирается Росстат, когда публикует статистику, связанную с эмиграцией. А вот россиян из числа обладателей второго гражданства, грин-карт, европейского вида на жительства или длительных рабочих виз, которые давно живут за пределами России, родина в число «сваливших» записывать не спешит. Поэтому и возникает противоречие в данных: когда Евросоюз говорит, что за один лишь 2013 год вид на жительство получили 41 500 россиян, официальная российская статистика «видит» лишь 9 400 граждан, переехавших в Европу.
В России статистику покинувших страну формируют, в основном, трудовые мигранты, которые возвращаются домой. За вторую половину 2014 года из России уехало 365 тысяч граждан Узбекистана, 178 тысяч граждан Таджикистана, 45 тысяч граждан Армении и 35 тысяч граждан Молдавии. Из-за ослабления рубля трудовым мигрантам стало просто невыгодно работать.
Примечательно, что к выбывшим из страны ФМС автоматически причисляет иностранцев, у которых просто закончился срок пребывания на территории России. А потому увеличение количества человек, покинувших страну, может одновременно говорить и об увеличении количества нелегалов. Причем обе эти тенденции — возвращение на родину и выход из правового поля — могут сосуществовать одновременно.
США
США — мировой лидер по притоку мигрантов. Здесь их в четыре раза больше, чем в России — около 40 миллионов, 11,5 миллионов из них находится в стране нелегально. По данных Pew Research Center, авторитетной некоммерческой организации, которая занимается анализом социальных проблем, погрешность подсчетов — около 10-15%. Америка — страна победившей бюрократии. Здесь тщательно сохраняют все бумаги, связанные с изменением легального статуса и пересечением границы, включая пассажирские листы столетней давности, а методики подсчета мигрантов постоянно совершенствуются, начиная с 1790 года, когда в США было введено юридическое понятие натурализации.
Статистика опирается на данные из разных источников. Американское МВД, Department of Homeland Security, предоставляет общие демографические данные о миграции: количество въезжающих, их возраст и страны, из которых они прибывают. Беженцы учитываются отдельно. Этим занимается специальная госструктура — Office of Refugee Resettlement. Информация о беженцах также поступает и от министерства здравоохранения. Помимо этого используются данные переписей населения, которой занимается еще одна отдельная структура — Сensus Bureau.
Сами же исследования государство часто заказывает американским неправительственным аналитическим организациям, которые могут использовать собственные стратегии для уточнения результатов. Например, тот же Pew Research Center, упомянутый выше, обращается к данным мексиканских властей, чтобы в итоговом отсчете были учтены нелегальные иммигранты, не проходящие по официальной статистике американских ведомств. Примечательно, что в этом случае найти «пропавших» позволили именно переписи населения, а не данные мексиканской миграционной службы.
Нелегалов в США считать особенно сложно из-за того, что между гражданством и отсутствием документов есть множество других вариантов. Вычесть из общего числа иммигрантов количество легальных с длительными визами, дающими право на работу, — недостаточно. При таком подходе в нелегалы попадет огромное количество людей, находящихся в процессе смены статуса, а это будет ошибкой, поскольку иммиграционное законодательство США прямо говорит о том, что пока ты ждешь получения документов, ты имеешь законное право оставаться в стране, хотя ни разрешения на работу, ни визы в этот момент у тебя, как правило, нет. Поэтому эксперты почти вручную просеивают потенциальных кандидатов в нелегалы, анализируя их дату въезда, род занятий и наличие/отсутствие доходов.
Помимо этого, в США распространена система city ID. В Нью-Йорке эту карточку может получить любой житель города вне зависимости от наличия или отсутствия легальных оснований для нахождения в стране. Для этого нужно лишь представить документы, подтверждающие личность. Подойдут и российские права, и внутренний российский паспорт. NYC ID позволяет нелегалам пользоваться некоторыми городскими социальными программами, для которых нужны хоть какие-нибудь американские документы. Более того, подобные карты предоставляют бесплатное членство в нескольких десятках городских музеев и скидки на рецептурные препараты в аптеках. Казалось бы, все — для людей. Однако при отсутствии института прописки система city ID — один из инструментов, позволяющих властям подсчитывать и общее количество иммигрантов, и отдельно — нелегалов. Помимо этого, создается база данных с адресами и телефонами. Все переписаны, все учтены.
Эмиграция из США — явление куда более экзотическое, чем приток иностранцев, мечтающих о лучшей жизни. Дело в том, что американцам крайне невыгодно работать в другой стране: по законам, вне зависимости от фактического места жизни, граждане США должны платить налоги в национальную казну. Казалось бы, финансовые документы — прекрасный источник статистических данных. Чтобы минимизировать проблему двойного налогообложения, нужно заполнить специальную форму на частичный возврат налогов. Для этого необходимо работать зарубежом на полную ставку. Ежегодно в IRS, налоговое управление США, поступает около миллиона подобных заявок, однако из них удовлетворяется лишь треть: американцы склонны врать насчет постоянной занятости зарубежом, чтобы меньше платить государству. Более радикальное решение проблемы — отказ от гражданства. После того как правительство США стало контролировать зарубежные счета американцев, за один 2013 год от гражданства отказалось три тысячи человек. Но это все равно капля в море.
По данным Department of Homeland Security, за пределами США постоянно проживают 8,7 миллионов американцев. С 1999 года их количество увеличилось в два раза. Откуда же такие цифры? Дело в том, что большинство из них — это либо люди, получившие гражданство США по «праву земли», то есть родившиеся на территории США, либо дети от смешанных браков с американцами. Однако во втором случае гражданство не получается автоматически. На него нужно подавать. Власти США, формируя эту статистику, все равно приравнивают потенциальных американцев к настоящим, поскольку заявить о желании стать гражданином США ребенок из смешанной семьи может в любой момент своей жизни. Другой вопрос, что после достижения совершеннолетия процедура оформления документов меняется, и в этом случае ждать воссоединения с семьей можно десятилетиями. Либо без права выезда из США (если человек уже находится на территории страны), либо без права въезда (если петиция отправляется из другого государства).
Источник: yodnews.ru