20 октября в московском представительстве началась раздача членских билетов. В скором времени должно появиться еще три отделения: в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Симферополе. Теперь в России официально существует Союз добровольцев Донбасса. Недавно зарегистрированная организация объединяет вернувшихся с войны на востоке Украины россиян. Из тени она вышла десять дней тому назад или полтора года спустя после начала унесшего жизни 8 000 человек конфликта. Признание существования «добровольцев» (Кремль пост фактум принял его) вышло на новый уровень.
«Это только первый этап», — говорит президент союза и первый «глава правительства» самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Александр Бородай за столиком одного московского ресторана. По его словам, в скором времени они подадут в Думу запрос о признании официального статуса этих солдат. Бородай — один из самых известных российских участников конфликта, он даже фигурирует в санкционном списке США и Европы. «Я уехал из Донецка, потому что с приближением Минских соглашений, было бы странно, что местных жителей представляет уроженец Москвы», — рассказывает он.
Как минимум 30 000 добровольцев
С тех пор на востоке Украины установилось относительное затишье, и российские «добровольцы» едут домой. «Военными» их старательно не называют, хотя Бородай признает, что некоторые уволились из армии перед отправкой в Донбасс. Он приводит просто поразительные цифры: со всей России приехали «как минимум 30 000 добровольцев» всех возрастов. По его словам, «цифры ОБСЕ не отражают реальной картины: погибли тысячи» украинских солдат и «более тысячи» со стороны мятежников. «Некоторые заболели или получили ранения и нуждаются в социальной адаптации, потому что лишились работы, — продолжает он. — Многие приезжали на один, два, шесть месяцев, по четыре-пять раз в год». По прибытии на место им по-быстрому выдавали все необходимое, и они брали себе вымышленное имя: «Настоящая головная боль с возвращением тел, потому что иногда мы даже не знали, как их на самом деле зовут».
10 октября более 600 «командиров» собрались в музее Великой отечественной войны, Кто-то был в камуфляже, кто-то — в гражданской одежде. В первом ряду стоял Арсений Павлов, больше известный по прозвищу «Моторола». Он командовал подразделением, которому довелось воевать в Славянске, в аэропорту Донецка и Дебальцеве. Украинские спецслужбы обвиняют его в пытках и убийствах пленников. На трибуне он заявил, что российское государство не даст им ни копейки, но ассоциация поможет всем благодаря пожертвованиям «крупных бизнесменов-патриотов», чьи имена он называть отказался. У Павлова есть тесные связи с олигархом Константином Малофеевым, которого подозревают в финансировании войны на Украине. Сейчас тот, по его словам, «полностью посвятил себя бизнесу». Что касается бывшего «министра обороны» ДНР Игоря Стрелкова (недавно он вернулся в Москву, а по сети гуляют его весьма интересные фото), их пути разошлись.
Критика под запретом
Разногласия среди «добровольцев» отравляют атмосферу до такой степени, что в уставе союза прописан запрет на критику руководства ДНР и ЛНР. «Критика ничего не дает, а только играет на руку врагам России», — уверен Бородай. Перспектива завоевания Донбасса становится все туманнее, а в кремлевской риторике больше не слышно слова «Новороссия». С разочарованием приходится как-то мириться.
«Пока что проект еще не готов, — признает Александр Бородай. — Но пусть даже Россия все еще не признала их, существует две независимых республики, которые живут в русском мире. После Крыма все не так уж и плохо. Киев не может демобилизовать солдат из страха, что они обратятся против него, и Украина развалится на части». Как бы то ни было, пока что возвращение этих пропитавшихся насилием людей скорее вызывает беспокойство в России.
Изабель Мандро
Источник: inosmi.ru