Глава президентской администрации Сергей Иванов дал интервью ТАСС. Цель этого интервью неочевидна: ничего принципиально нового там не сказано, но интонация его другая, принципиально непутинская. Видимо, в Кремле начали понимать, что пацанская этика и соответствующая лексика больше подходят для внутреннего употребления. Иванов – вариант экспортный, и на Западе его в самом деле любят. Для меня это было неожиданностью, но многие на Западе – и среди эмигрантов, и, что особенно важно, среди туземцев – называют его образованным ястребом, одним из тех, с кем консерваторы на словах враждуют, но на практике договариваются. Потому что они якобы одной крови.
Иванов корректен, ироничен, подчеркивает ограниченность российских амбиций («сравните слона и моську», «мы не стремимся к внешнеполитическому лидерству»), однако регулярно напоминает о том, что наказывать нас бессмысленно, а не считаться с нами нельзя. Россия в его версии не угрожает миру, но как бы закукливается: о полном импортозамещении мы не говорим, но к нему стремимся; в Сирии доминировать не хотим, но без нас не разберутся; от международной интеграции не отказываемся, но интегрироваться стремимся прежде всего в Азию и Латинскую Америку. Словом, вполне выигрышный и грамотно просчитанный имидж.
Проблема в ином: косметическими мерами можно было отделаться еще три, даже два года назад – когда замена Путина на любого представителя его клана, даже и на Медведева, многими воспринималась как благо. Сегодня, когда Россия втянулась в несколько серьезных кризисов сразу и продемонстрировала глубочайшее презрение ко всем правилам и установкам мировой политики, беспрерывно ссылаясь при этом на чужие ошибки и провалы как на универсальное оправдание, – никакому Сергею Иванову не выправить этого положения.
У России, безусловно, и сегодня есть союзники, но таких союзников постыдился бы и СССР, не слишком разборчивый в дружбах; прежде нас побаивались, но чтили за культуру и космос – сегодня мы никаких особых достижений не демонстрируем, а тон берем такой, словно все нам должны еще за спасение Европы от монгольского нашествия. И боюсь, что попытка выдвинуть Сергея Иванова как главного российского спикера по международным делам никого не обольстит – точно так же, как и попытка выдвинуть, например, Рогозина никого не испугала бы.
Иванов вполне годится на роль преемника – проблема только в том, что само понятие «преемник» будет через год-другой под большим вопросом, даже если все сельское население России в ударном порядке обеспечат дровами до 2024 года включительно. И во внешнем, и – с некоторой задержкой – во внутреннем мире всё отчетливей понимают: вы, друзья, как ни садитесь… Тут надо менять всю систему, и не только верховный кооператив, но и то соотношение народа и власти, при котором тот или иной кооператив в Кремле оказывается неизбежен.
Дмитрий Быков
Источник: sobesednik.ru