Деньги ушли в спячку

Деньги ушли в спячку

9 октября министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев во время рабочего визита в Крым сообщил, что подготовка к выполнению Федеральной целевой программы (ФЦП) проходит тяжело, «не все получается», поэтому финансирование части работ, запланированных на 2015 год, будет перенесено на 2016-й. То, что не успеют доделать за оставшиеся два месяца нынешнего года, по словам министра, постараются закрыть до 1 апреля следующего года — это предельный срок, предусмотренный бюджетным законодательством.

Основной причиной срыва сроков Улюкаев назвал упразднение Министерства по делам Крыма, чьи функции были переданы Министерству экономического развития, что и повлияло на задержку принятия решений и выделение средств.

В первоначальном варианте программы, принятой постановлением правительства России 11 августа 2014 года, фигурировала сумма  681 миллиард рублей. Эти деньги выделялись на 5 лет и должны были пойти на развитие инфраструктуры полуострова: начиная с ремонта социальных объектов и заканчивая электрификацией и строительством новых дорог. В документе объемом 150 страниц были достаточно подробно описаны и критерии оценки выполнения программы, и конечная ее цель — повышение уровня жизни крымчан до среднего по России показателя.

Еще в декабре 2014 года при планировании бюджета РФ было принято решение выделить на реализацию ФЦП 94 миллиарда рублей. Это было на 22 миллиарда меньше предельного объема финансирования.

Летом 2015 года Дмитрий Медведев утвердил новую редакцию крымской ФЦП, увеличив ее бюджет до 708 миллиардов рублей (планировалось строительство двух очередей ТЭС в Симферополе и Севастополе). Вместе с тем, по последней редакции программы, до конца года Крым должен был получить 111 миллиардов рублей, что приближало конечный проект к первоначальному замыслу.

Иными словами, правительство еще год назад сократило траты на ФЦП в 2015 году, вероятно, понимая, что на всю запланированную работу не хватит либо времени, либо денег. Теперь же по факту происходит второй откат программы, связанный уже не с уменьшением расходов на 2015 год, а с их перенесением на весну 2016-го. Пообещали, откатили, снова пообещали — и снова откатили.

Основная проблема развития крымской инфраструктуры лежит в плоскости социальной адекватности действий властей. Не стоит забывать, что громогласные заявления о героическом наполнении крымской программы делаются на фоне реального сокращения расходов на зарплаты российских учителей и медиков. В общей сложности в 2016 году их снизят на 36 миллиардов рублей, а вот дважды скорректированная программа развития Крыма, несмотря на неспособность местного руководства освоить деньги, останется нетронутой.

Кроме того, странное и страстное желание федеральных властей сделать из полуострова витрину «русского мира» усугубляется тем фактом, что бюджетный дефицит Крыма в нынешнем году составит 54 миллиарда (сама республика заработала лишь 18 миллиардов). Разницу в бюджетах придется покрыть российским налогоплательщикам.

Зачем вливать огромные деньги в республику, куда из-за международных санкций не может официально зайти ни одна крупная российская компания, — вопрос риторический. Куда интереснее разобраться, что на самом деле тормозит реализацию крымской ФЦП.

По словам Алексея Улюкаева, в 2015 году пройдет полное освоение средств, которые были предназначены на работы по созданию научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, а вот конкретное строительство ряда объектов до конца года завершить не успеют (в частности, речь шла о водохозяйственных предприятиях).

Никто не скрывает, что проблемы возникают по тем позициям ФЦП, где заказчиком выступает Министерство экономического развития, а исполнителем — Совет министров Крыма (председатель — Сергей Аксенов) и правительство Севастополя (губернатор — Сергей Меняйло).

На недавнем заседании крымского Совмина спикер республиканского парламента Владимир Константинов (до прихода в политику был гендиректором одной из крупнейших строительных компаний региона —  «Консоль») в присутствии Сергея Аксенова предупредил ответственных за выполнение строительных проектов по ФЦП о том, что все работы должны вестись строго по нормативам. Акценты в своем выступлении Константинов расставил жестко и подвел присутствующих к мысли, что именно Аксенов несет ответственность за срыв сроков выполнения Федеральной целевой программы.

Андрей Самброс

Источник: novayagazeta.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий