В последние дни ситуация в зоне противостояния армии Навороссии с карательными войсками, подчинёнными Киеву, отошла на второй план на фоне боевых действий против ИГИЛ и других исламистских группировок в Сирии.
Да и после заседания «нормандской четвёрки» украинские власти наконец-то предприняли реальные шаги по прекращению огня вдоль линии соприкосновения: из зоны боевых действий отводятся тяжёлые вооружения, включая те, что имеют калибр менее 100 мм. Так, жители Донбасса рассказывают, что по дороге от Горловки на Харьков отмечается интенсивное движение большегрузных автомобилей: от линии фронта они везут тяжёлую технику, а возвращаются пустыми. Всё это происходит в рамках минских соглашений, к реальному выполнению которых украинского президента принудили европейские лидеры, уставшие от бесконечных пустых обещаний Порошенко, не делавшего ничего для исполнения достигнутых договорённостей.
Разумеется, отвод тяжёлых вооружений – всего лишь первый шаг к мирному урегулированию. До наступления окончательного мира в Донбассе ещё далеко, поскольку обстрелы жилых кварталов время от времени происходят, хотя и многократно снизились их количество и интенсивность, не прекращается деятельность диверсионно-разведывательных групп.
Полного прекращения огня быть не может, поскольку, по информации от населения Донецкой и Луганской областей, в зоне конфликта армейские подразделения заменяются на позициях карательными батальонами «Правого сектора». И если регулярные войска исполняют приказ прекратить обстрелы, то каратели-добровольцы имеют на этот счёт собственные взгляды, расходящиеся со взглядами украинского Минобороны.
20 октября в Минске подгруппа по безопасности Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе обсуждала принципы разминирования линии соприкосновения.
Однако не стоит обольщаться надеждами на то, что Порошенко и его подручные решили исполнить обещания, данные в Минске: прекращение огня и отвод вооружений – их единственный шаг на пути к восстановлению нормальной жизни в регионе.
На днях в Москве, в рамках круглого стола по гуманитарным аспектам конфликта на Украине, прозвучали шокирующие данные о масштабах катастрофы, к которой привела карательная операция, развязанная Киевом. Директор Московского бюро по правам человека, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Брод представил доклад о гуманитарной катастрофе на Донбассе и Украине в целом.
По информации Брода, по состоянию на 9 октября только в ДНР в ходе боевых действий было разрушено более 10 тысяч объектов инфраструктуры. Более 6,3 тыс. из них находится в Донецке, около 1 тыс. в Макеевке, около 500 в Ясиноватой и около 350 в Горловке. Среди разрушенных объектов – более 5 тыс. жилых домов, 150 объектов теплоснабжения и почти 400 школ и детских садов.
В ходе боевых действий, согласно докладу, погибло свыше 4 тыс. мирных жителей, в том числе около 500 женщин и 71 ребёнок. Более 6,4 тыс. получили ранения. Управление Верховного комиссара по правам человека ООН приводит цифры по общим (и военные, и гражданские лица) потерям: 7962 погибших и 17811 раненых, хотя, например, количество захоронений неопознанных украинских силовиков только под Днепропетровском давно перевалило за 15 тысяч.
Тысячи людей пропали без вести, заключены под стражу украинскими силовиками или попали в плен. К этому следует добавить сотни тысяч беженцев: только в 2014 году на территории России находилось более миллиона человек, покинувших зону боевых действий. Согласно информации, прозвучавшей из уст Петра Порошенко и носящей в значительной мере пропагандистский характер, численность перемещённых лиц на подконтрольной Киеву территории достигает полутора миллионов человек.
Особо следует остановиться на условиях, в которых оказались беженцы и перемещённые лица. Часть беженцев, оказавшихся в России, изъявила желание получить гражданство РФ, воспользовавшись различными государственными программами. При этом многие из них столкнулись не только с серьёзными для их бюджета денежными затратами, но и с отсутствием в регионах рабочих мест, позволивших бы им содержать семьи, поскольку проживать в лагерях беженцев они вправе лишь пока не нашли работы. А предлагаемые им зарплаты зачастую едва превышают стоимость аренды весьма скромного жилья.
Ещё больше проблем у беженцев, уехавших на территорию, подконтрольную Киеву. Крах экономики, инициированный «майданной революцией» и развязанной после госпереворота войной, превратил поиск работы в практически безнадёжное занятие. Зачастую кормильцами таких семей становятся пенсионеры, пенсии которых «заморозили» почти два года назад. В прифронтовых районах к этому следует добавить террор и грабежи со стороны карателей, нередко выселяющих людей из собственного жилья, чтобы использовать эти жилища для собственных нужд.
На территории ДНР и ЛНР из-за обстрелов и экономической блокады со стороны Киева остановлены многие предприятия. Шаги руководства Новороссии и Российской Федерации по возрождению экономики Донбасса, переориентации промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона на российский рынок уже начали давать свои плоды, но в силу инерции изменения ещё не дошли даже до небольших городов. Именно поэтому, по словам жителей Донбасса, даже возвращающиеся беженцы редко оседают в родных местах.
Среди пунктов минских соглашений есть требование обмена пленными по принципу «всех на всех». Насколько серьёзно обстоит проблема, становится ясно из доклада Александра Брода. По его данным, в местах лишения свободы на Украине удерживается более 1200 жителей Новороссии, в числе которых около 570 являются политическими заключёнными, около 170 гражданских лиц и около 450 ополченцев. Более 400 граждан считаются пропавшими без вести.
Поскольку обращение с пленными у украинских карателей и спецслужб мало чем отличается от того, что творило гестапо, надежды увидеть этих людей в числе живых очень мало. Пару недель назад, 4 октября, в Мариупольском СИЗО скончался от пыток обвинённый в сепаратизме мирный житель Донецка. О пытках и истязаниях пленных ополченцев и мирных жителей говорят многочисленные свидетельские показания, собранные Следственным комитетом России.
Хотя надежды на благополучное освобождение некоторых из пропавших без вести сохраняются. Так, проректор харьковского Международного славянского университета Алексей Самойлов полгода содержался в изоляторе СБУ в Полтаве неучтённым узником и вышел на свободу при обмене пленными. И это не единичный случай подобных похищений. Со 2 по 9 октября власти ДНР зафиксировали 5 случаев незаконного задержания украинскими силовиками граждан республики, дальнейшая судьба которых в данный момент неизвестна.
Обмен то и дело срывается по вине Киева. Как сообщила 17 октября представитель ЛНР в подгруппе по гуманитарным вопросам и обмену военнопленными Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе Ольга Кобцева, «нам был передан список, совместно Донецкой и Луганской народным республикам, что украинская сторона готова отдать нам 29 человек. В результате переговоров, которые длились два месяца, мы относительно пришли к соглашению, что будет произведён обмен по формуле «пять на десять». Но официальный Киев в последний момент передумал, и обмен не состоялся».
Пункты 5 и 6 Комплекса мер по выполнению минских соглашений официальный Киев выполнять пока не собирается, поскольку на территории самой Украины в тюрьмах и колониях находится более 3 тыс. граждан, обвинённых в сепаратизме. Мало того, преследования жителей Донбасса планируются даже после выполнения Минского протокола в части придания региону особого статуса. Об этом в интервью киевскому журналу «Фокус», вышедшему 19 октября, заявил представитель Украины в Трёхсторонней контактной группе Роман Бессмертный. Отвечая на вопрос, накажут ли депутатов от Донбасса после их выборов в местные органы власти, он подчеркнул: «Я допускаю, и я знаю, что так будет. Если даже преступников изберут, а власть будет властью, она привлечёт их к ответственности».
* * *
Нет со стороны Киева и шагов по улучшению гуманитарной ситуации в регионе. Мало того, в отношении Новороссии установлена экономическая блокада, официальные власти Украины противодействуют доставке гуманитарных грузов в регион, а лица, доставляющие эту помощь, объявляются «пособниками сепаратистов». Именно так произошло с депутатом германского бундестага, членом Парламентской ассамблеи Совета Европы Андреем Хунко, которого украинские власти по дипломатическим каналам предупредили, что могут не впустить на территорию страны за то, что он доставил гуманитарную помощь донецкой детской больнице.
Ещё 7 ноября 2014 года Кабмин Украины принял постановление №595 о замораживании выплат пенсий и социальных доплат гражданам, которые не переехали из так называемой зоны АТО, чем поставил сотни тысяч наиболее социально уязвимых жителей ДНР и ЛНР перед угрозой голодной смерти. 2 февраля 2015 г. Окружной суд Киева по иску группы жителей Луганска признал незаконным и недействительным это постановление. Но правительство дважды пыталось оспорить это судебное решение, пока 16 октября Высший административный суд Украины не поставил в деле точку, подтвердив незаконность постановления №595. Точнее, запятую, поскольку, по словам украинских властей, не существует механизма исполнения этого судебного решения. Разрабатывать же такой механизм, создания которого требует пункт 8 Комплекса мер, Киев не собирается.
Такой избирательный подход к выполнению минских соглашений, более всего напоминающий строку из известной интермедии «здесь читать, здесь не читать, здесь рыбу заворачивали», наводит на мысль, что Киев лишь ищет повод для возобновления войны. Порошенко открыто говорит, что Украина отводит технику таким образом, чтобы молниеносно вернутьеё на позиции, и снова заводит старую песню о международном миротворческом контингенте. О неминуемом срыве Украиной минских договорённостей говорят и в МИД ДНР.
Как говорит древняя мудрость, бойся данайцев, дары приносящих. Без всемерного давления и жёсткого контроля со стороны членов «нормандской группы» выполнять свои обещания Киев не будет. А значит, ситуация в Новороссии находится в состоянии неустойчивого равновесия, рискуя в любой момент снова вспыхнуть огнём войны.
Александр МОСКАЛЬ
Источник: odnarodyna.org