Минская удавка

By admin Oct 21, 2015

Москва затянула режим Порошенко в смертельную ловушку мирных переговоров. Киев был готов начать войну этой осенью, но России удалось добиться невероятного. Об этом пишет в своей статье для Vesti.lv известный российский журналист Андрей Бабицкий.

Обилие взаимоисключающих версий, пытающихся дать непротиворечивое описание российской политики на Украине отчасти объясняется тем, что стратегическая линия, сформированная Москвой, не предполагает быстрых результатов  — это очень долгосрочный проект, рассчитанный на куда более обширные последствия, нежели обустройство двух непризнанных республик – ДНР и ЛНР. 

 Кроме того, эта стратегия внутри себя очень вариативна – она вполне допускает, что какие-то промежуточные, а то и базовые цели, не будут достигнуты. Именно поэтому действия России в Донбассе многим кажутся ситуативными, лихорадочными, лишенными логики. Между тем, она есть.

 Не только соглашение «Минск 2», но и весь комплекс мер, призванных обеспечить его реализацию, давление на Киев, осуществляемое как определенными действиями ЛНР и ДНР, а также через механизмы взаимодействия Москвы с руководством стран ЕС – это как раз и есть та глобальная стратегия сдерживания и ограничения Украины. Надо понять, что Россия пытается не просто укрепить оборону двух патронируемых ею республик (это очень частная и успешно решенная задача), она намерена воздействовать на соседнюю страну таким способом, чтобы обезопасить себя в будущем и развернуть ситуацию в направлении от той национальной внутренней политики, которая и опрокинула Украину в гражданскую войну. 

 Ловушка

 Минск явился для Киева западней, несмотря на то, что украинские политики пытаются трактовать его положения в собственную пользу. Например, они вопреки оговоренному порядку апеллируют к тем статьям документа, реализация которых дала бы украинской стороне силовые или политические преимущества. Например, о взятии под контроль границы с Россией или проведении выборов в Донбассе по украинским законам. Однако соглашение очень точно регламентирует последовательность действий Киева и мятежных республик – ни одна из сторон не может ее менять и выбирать только те блюда, которые нравятся. 

 На сегодняшний день России удалось добиться невероятного – принудить, фактически с помощью европейских стран выкрутить Порошенко руки и заставить его все-таки прекратить огонь и начать отвод вооружений. В течение многих месяцев президент Украины не просто не пытался приступить к исполнению этого важнейшего и первого в ряду других пунктов минских договоренностей, он, напротив, разгонял ситуацию до полномасштабной войны, которая, как ожидалось, должна была развернуться осенью. 

 Но как раз осенью, после встречи «нормандской четверки» в Париже все и закончилось. Европейские лидеры, наконец, убедились в том, что за постоянные обстрелы населенных пунктов Донбасса несет ответственность все же не ополчение ЛДНР, а совершенно очевидным образом противная сторона. Что именно Меркель и Оланд сказали Порошенко — неизвестно, но очевидно, что их слова украинскому президенту показались убедительными. Обстрелы прекратились буквально за один-два дня, а сейчас дело дошло и до отвода тяжелой техники от линии соприкосновения. 

 Остановить войну – очень важная задача, но она тактическая. Стратегемы заложены уже на следующих этапах реализации «Минска 2». Например, закон о выборах в Донбассе и особом статусе региона должен быть согласован с представителями республик. И здесь важен не факт согласования, а фактическая легитимизация властей ЛНР и ДНР как представляющих интересы выбравшего их населения. Соглашаясь на переговоры с ними, Киев признает республики стороной конфликта, с которыми необходимо вырабатывать формулу умиротворения. Это гигантский шаг на пути к федерализации Украины. 

 Понятно, что весь этот процесс будет проходить далеко не идеально. Порошенко будет отчаянно пытаться выбраться из ловушки, в которую угодил, но это только умножит его печали, поскольку репутация человека, нарушающего при каждом удобном и неудобном случае достигнутые договоренности – не самый хороший политический багаж в отношениях с европейскими лидерами. 

 Москва и мятежники – в любом случае в выигрыше, независимо от того, сорвет ли Порошенко мирные переговоры или будет вынужден со скрипом исполнять соглашение. В первом случае он рискует быть признан европейскими партнерами окончательно утратившим договороспособность, во втором – власти непризнанных республик получают начальный капитал политической субъектности, который впоследствии может быть развернут уже в куда более внятный формат. 

 Федерализация

 Будут ли согласованы закон о выборах и дата их проведения? Сложно сказать, но, если да, то снова Москва и республики одержат очень важную победу. Если Киев и международные наблюдатели признают законность избрания местных властей, то это уже фактически легитимация волеизъявления Донбасса на международном уровне. Если же Порошенко под очередным надуманным предлогом сорвет исполнение этого пункта, то все пойдет по схеме, описанной выше – утрата доверия, ухудшение отношений с европейскими друзьями. 

 Какие опасности подстерегают Донбасс, если выборы проведут по украинскому законодательству? На мой взгляд, никаких. Неужели кто-то серьезно верит, что выдвиженцы «Радикальной партии» или блока Порошенко смогут набрать здесь после полутора лет войны хоть какие-то голоса. Сложно представить себе, как кандидаты с той стороны вообще могут рискнуть открыто появляться и вести агитацию в населенных пунктах ДНР или ЛНР, разрушенных артиллерией ВСУ.

 Вообще, гражданам мятежных республик совершенно очевидно, что, какие бы выборы не проводились, какие бы статусы не принимались в Киеве, к реальной жизни это все будет иметь отношение косвенное. Донбасс уже никогда не будет с той Украиной, которая его расстреливала. 

 С другой стороны, политические выгоды переговоров абсолютно очевидны. Фактически каждый следующий шаг имплементации «Минска 2» — это взламывание унитарной Украины и переформатирование ее на манер федеративного государства. Именно поэтому я и назвал соглашение ловушкой. 

 Следующий шаг – Закон об особом статусе территорий. Реально (если говорить о подлинной сути этой конституционной статьи) – речь идет о том, что после ее гипотетического принятия, Украина уже раз и навсегда выйдет из унитарной формулы. Рано или поздно о своих правах (а чем мы хуже?)  заявят и другие регионы страны. 

 Совершенно очевидно, что пока Порошенко, дав в Париже слово приступить к реализации договоренностей, готов лишь к прекращению огня и отводу вооружений. Политические пункты, запускающие механизм федерализации, это минное поле, возможность подорваться на котором, сделав только первый шаг, равна примерно 100 процентам.

Последствия просчитать просто. Любой шаг навстречу представителям республик (а «Минск 2» как раз и содержит список последовательных шагов навстречу друг другу) со стороны Порошенко будет расцениваться радикалами как пособничество терроризму. Это, кстати, вполне себе реальная уголовная статья. Необходимого числа голосов в Раде, чтобы провести сколько-нибудь соответствующий условиям минского соглашения закон об особом статусе территорий, он после развала коалиции не наберет. Соответственно, пространства для маневров у президента Украины нет – и вперед нельзя, и назад не пускают.

 Перспективы

Собственно, минское соглашение, как удавка, медленно затягиваемая на шее нынешнего киевского режима, будет работать в течение 2016 года. Потом оно будет или пролонгировано в этом же качестве, или найдется новый инструмент, с помощью которого Москва в том же неспешном режиме продолжит инкорпорировать в правовое пространство Украины все те же минские смыслы. Федерализация все равно неизбежно настигнет Украину, альтернативой ей является полная хаотизация страны и ее распад. Есть небольшая вероятность, что Россия своей стратегией поможет впавшей в безумие соседке избежать этой печальной участи.

Андрей Бабицкий

Источник: vesti.lv

By admin

Related Post

Leave a Reply