Оборот розничной торговли в сентябре, по данным Росстата, упал на 10,4%. Данный показатель показал в годовом выражении максимальный спад в этой сфере с 1991 года.
Предыдущее рекордное падение наблюдалось в апреле – тогда оборот уменьшился на 9,4% в годовом выражении. В сопоставлении с девятью месяцами прошлого года торговый оборот сократился на 8,5%. Опрошенные «НИ» эксперты считают, что в силу заметного падения доходов населения череда антирекордов некогда благополучного сектора сетевой торговли продолжится и в последующие месяцы.
Оборот розничной торговли в России в период с января по сентябрь сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 8,5% – до 19,973 трлн. рублей, в сентябре он упал на 10,4% – до 2,336 трлн. рублей, сообщили в Росстате. Таким образом, падение оборота ритейла в сентябре в годовом выражении стало максимальным с начала рыночных реформ в стране.
Официальные данные Росстата косвенно подтверждаются замерами самих ритейлеров. Так, консалтинговая компания «Магазин магазинов» предложила свой «Индекс директора по развитию», который определял состояние ритейла по итогам работы пятидесяти крупнейших сетевых компаний. Данный индекс фиксирует настроения в среде ведущих в стране торговых сетей и сформулирован на основе результатов деятельности компании за последний квартал, включая анализ продаж и открытий новых точек, а также прогнозных оценок.
Главный вывод авторов индекса по итогам сентября формулируется коротко и емко: «Ритейл охватил пессимизм». Особенно безрадостны оценки у торговцев одеждой, обувью, парфюмерией, косметикой и бытовой техникой.
Недавно специалисты Высшей школы экономики обнародовали исследование, из которого следует, что переход в кризис домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель текущего потребления тормозит развитие розничной торговли. Во всяком случае, 54% предпринимателей отметили «недостаточный платежеспособный спрос» в конце лета – начале осени, что стало главным тормозом торговли. Хуже всего дела со спросом оказались в непродовольственном ритейле, о чем сообщили 57% опрошенных. «Все ключевые показатели торговли, такие как заказы, объем продаж, товарооборот, ухудшились, а интенсивность сокращения кадров превзошла показатели кризисного 2009 года», – написали авторы обзора.
Мало того, эксперты ВШЭ считают, что и в последующие месяцы ситуация будет ухудшаться, деловая активность в ритейле замедлится еще больше. Чтобы удержаться на плаву, руководители торговых сетей сокращают ассортимент и увеличивают отпускные цены.
Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в беседе с «НИ» отметил, что опубликованные Росстатом данные о темпах падения розничной торговли неудивительны, поскольку примерно на те же 10% сократились доходы населения. «Здесь прямая зависимость, – считает эксперт. – Причем наибольший убыток терпят дорогие премиальные сегменты розничной торговли. Люди в кризис начали просчитывать траты, на которых можно сэкономить».
По прогнозу собеседника «НИ», процесс игнорирования потребителем товаров премиального класса будет в ближайшее время продолжаться: граждане будут упрощать структуру своего потребления.
Алексей Голяков
Источник: newizv.ru