Ветер развеял миф о любви неандертальцев к цветам

By admin Oct 20, 2015

Преднамеренное захоронение «детей цветов» в Шанидаре объяснили природными причинами.

В 50-х годах в Пещере Шанидар (Ирак) обнаружили человеческие останки, а в них – пыльцу цветов. Палинолог Жозетт Леруа-Гуран (Josette Leroi-Gourhan) отмечала, что она принадлежит семи разным видам лекарственных растений. Исследователь предположила, что пыльца попала в захоронение, потому что кто-то из соплеменников погибшего принёс на его могилу цветы.

После работ 50-х годов Шанидар стал считаться ярким свидетельством существования погребальных ритуалов у неандертальцев, а сами они предстали куда более человечными существами, чем считалось ранее. Хотя позже это мнение много раз ставилось под сомнение, снова попасть в пещеру, чтобы проверить теорию, не удавалось. Вернуться в Шанидар получилось только через полвека. Работы возглавили Марта Фиаккони (Marta Fiacconi) и доктор Крис Хант (Chris Hunt) и из Школы естественных наук и психологии Ливерпульского университета имени Джона Мурса, а также Грэм Баркер из Кембриджского университета.

Работа, опубликованная в журнале Review of Palaeobotany and Palynology посвящена исследованию пыльцы из верхних слоёв пещеры. Оказалось, что пыльца там накапливается до сих пор в силу естественных причин: из-за ветра и деятельности насекомых. Образцы такой же пыльцы, какую собрала Жозетта Леруа-Гуран, присутствуют в поздних слоях. Вероятно, их принесли сюда пчёлы. Таким образом, результаты исследований Шанидара 50-х годов больше не могут быть основанием для того, чтобы говорить о «тонких чувствах» неандертальцев.

Марта Фиаккони объясняет: «Пыльцу производят мужские растения в репродуктивных целях, она распространяется с помощью ветра или животных, чтобы достичь женских растений. Большая часть зёрен пыльцы не достигает цели и остаётся в почве. Часть из них перекрывается отложениями и остаётся под землёй тысячелетиями. Каждый вид имеет особую форму пыльцевых зёрен, и мы можем определить их с помощью микроскопа. Поэтому, анализируя пыльцу из разных слоёв в пещере, мы можем реконструировать растительный покров и климат в определённой местности в определённое время. Изучение современной пыльцы позволяет нам понимать механизмы, действовавшие в прошлом, и «вернуться» в то время, представив, какими тогда были ландшафт и окружающая среда. Это необходимо, чтобы понять, как жили древние люди».

Доктор Крис Хант отмечает: «Это может показаться концом прекрасной истории, но после того, как вышла работа Леруа-Гуран, исследователи много узнали о неандертальцах. Стало известно, что часть наших предков скрещивалась  с неандертальцами – их ДНК присутствует в современном геноме человека. Археологи выяснили, что некоторые неандертальцы, вероятно, использовали украшения – своего рода доисторические «побрякушки». Этой осенью мы провели раскопки в Шанидаре совместно с коллегами из Службы древностей Курдистана, и участники проекта представят новые результаты после завершения научной работы. История не закончилась!».

Егор Антонов